«Санкции СНБО являются банальным перераспределением активов с сомнительной пользой государства», - Вадим Карасев
Решение СНБО от 19 марта 2021 года о введении санкций против группы недродобывающих компаний вызывает, мягко говоря, недоумение, а точнее – вопрос: а кто и за чей счет будет оплачивать последствия столь сомнительного в правовом поле шага государства?
Этим вопросом, как пишет "Информатор", на своей странице в Facebook задается директор «Института глобальных стратегий» Вадим Карасев.
«Все компании, попавшие под санкции (а их, на минуточку – 19!) определенно обратятся в суд и на мой взгляд имеют все шансы отстоять нарушенные права, оспорив решение Нацсовета по безопасности и обороне. При этом суд обяжет государство компенсировать пострадавшим сторонам все финансовые убытки, которые могут исчисляться сотнями миллионов, а то и миллиардами долларов! Ответ очевиден: деньги будут взяты из кармана налогоплательщиков – каждого гражданина Украины. То есть, украинская власть вновь сделала непродуманный шаг, не удосужившись просчитать вероятные последствия», - говорит эксперт.
Карасев подчеркивает, что, вводя санкции и лишая лицензий операторов отрасли полезных ископаемых, СНБО не указал ни обоснованных государственными экспертизами, ни судебными решениями причин – нарушений действующего законодательства Украины. Все обоснования ограничивались какими-то домыслами, предположениями, подозрениями. Никакой конкретики, никаких доказанных обвинительных фактов.
«Возникает предположение, что истинное смысловое содержание введенных санкций под предлогом защиты национальных интересов от агрессии страны-агрессора заключается в банальном перераспределении активов, причем с очень спорной экономической выгодой государства. Своими беспрецедентными действиями власть посылает инвестиционному бизнесу очень плохой сигнал. Ну кто, какой крупный инвестор, решится вкладывать капитал в страну, в которой главенствует непостоянство государственных решений, а законы, гарантирующие на бумаге неприкосновенность инвестиций, являются не более чем фикцией и применяются исключительно в избирательном порядке?» - спрашивает эксперт
Карасев отметил также, что в ходе заседания СНБО решение о внесудебной блокаде работы столь большого количества компаний не поддержали глава МВД Арсен Аваков, генеральный прокурор Ирина Венедиктова, вице-премьер Алексей Резников, спикер парламента Дмитрий Разумков. И для Офиса Президента, по его мнению, это достаточно серьезный сигнал.
«Похоже, у первых лиц правоохранительных, законодательного и исполнительного государственных органов зреет понимание, что СНБО не может подменять собой суд и вводить в практику внесудебный передел собственности. Так ведь можно очень далеко зайти, а потом придется кому-то отвечать. По большому счету ответственность на себя не хочет брать никто. Да и хаос в стратегических отраслях экономики не нужен в первую очередь правоохранителям и правительству, которые понимают, что все экономические санкции, по сути, имеют политическую природу. То есть, их скрытый смысл заключается в навязывании бизнесу своей воли и демонстрации силы. Однако, как показывает практика, против любой грубой силы всегда находится другая грубая сила. И от их столкновения экономика страны может попросту взорваться», - резюмировал директор «Института глобальных стратегий» Вадим Карасев.