«После Майдана многие активисты ушли в проекты олигархов, и это была ошибка»

Читати українською
Демальянс интервью

Politeka: Почему решили объединяться с партией «Сила людей», ведь вы уже имели негативный опыт, когда совместно с партией Анатолия Гриценко «Гражданская позиция» пошли на парламентские выборы в 2014-м?

Василий Гацько: Пока решения об объединении не было, был призыв к этому. Идея и ее инициатива для меня не новая, поскольку в декабре, когда приняли решение о создании движения «За очищение» (движение инициировал Саакашвили. – Ред.) и активном участии в нем «ДемАльянса», то уже тогда мы искали формулу для объединения. Мы понимали, что сегодня страна нуждается в обновлении политических элит, поскольку убеждены, что коррумпированная политическая элита останавливает изменения в стране. Более того, эта политическая элита делает сейчас контрреволюцию. Ясно, что эта задача под силу большому количеству людей. Поэтому пять месяцев мы работали над тем, чтобы это объединение состоялось.

Кому – критика, а кому – самокритика: зачем чиновники играют в оппозицию

Politeka: Вы говорите об объединении партий «Сила людей» и «ДемАльянс»?

Василий Гацько: Это должно быть широкое объединение. Поскольку союз двух микропартий не решит проблемы Украины из-за малого количества людей. С самого начала была идея создать широкую платформу и объединить различные реформаторские среды. Например, гражданскую платформу «Нова Краина», депутатское межфракционное объединение «Еврооптимисты». Существует определенная группа депутатов, которая не прижилась в олигархических проектах – Мустафа Найем, Сергей Лещенко, Светлана Залищук, Виктория Пташнык.

Politeka: С этими людьми уже тоже планируете объединиться?

Василий Гацько: Да. Еще с экспертами «Реанимационного пакета реформ» и волонтерами. Все они должны быть в одной команде, чтобы вытянуть из дыры страну и поставить ее на путь изменений. Мы работаем над этой идеей. Но на сегодняшний день невозможно предсказать, кто из участников диалога придет на финиш.

Politeka: Михаила Саакашвили возьмете в свою команду?

Василий Гацько: Саакашвили однозначно наш союзник, поскольку у нас общие цели. Он, как и мы, видит необходимость провести в стране быстрые реформы и в отличие от нас имеет большой опыт в их реализации. Но может ли Саакашвили стать членом политической партии, которая будет создана на базе объединенной платформы? Очевидно, может, но это не произойдет до тех пор, пока он не перестанет быть частью нынешней коррумпированной политической системы. Сегодня Саакашвили продолжает оставаться частью президентской вертикали в команде Порошенко, которая, по-моему, является одним из препятствий для изменений в стране. Поэтому его участие в такой объединенной платформе выглядит несколько нелогичным.

Politeka: Какова позиция Саакашвили по этому поводу? Он готов уйти с должности, чтобы стать частью вашей команды?

Василий Гацько: Мы общаемся. В последнее время диалог с Саакашвили и его командой активизировался.

Politeka: А как назовете новый политпроект?

Василий Гацько: Главное, что нас должно волновать в процессе объединения, – это наше государство. Все другие вопросы второстепенны. Когда ты хорошо понимаешь, в какой дыре находится твоя страна, то вопрос амбиций, своей роли, названий, структур и всего остального однозначно должен отойти на второй план.

Politeka: Вам не кажется, что при объединении в одном политпроекте будет много лидеров?

Василий Гацько: Лидерство в целом – это положительное явление. Потому что за счет лидерства и происходят изменения. Кто-то выдвигает инициативу, берет на себя ответственность, и так возникают изменения. Поэтому чем больше лидеров, тем лучше. Я абсолютно не боюсь этого и, наоборот, считаю, что это и есть желаемое состояние для нас. Чем больше людей с готовностью взять ответственность нам удастся привлечь, тем лучше мы подготовим команду к изменениям. Лидеры нужны везде: в парламенте, фракциях, комитетах, подкомитетах, в правительстве. К тому же считаю, что внутренняя партийная конкуренция – это очень важная вещь, которая дает лучший результат. Если посмотреть на европейский и американский опыт, то внутренняя партийная конкуренция часто защищает от неприятных сюрпризов для страны в виде какого-то неподготовленного лидера.

Politeka: У вас будет несколько лидеров?

Василий Гацько: Пока нет ответа на вопрос, кто будет председателем партии и будет он один или несколько.

Если бы президентские выборы прошли в ближайшее воскресенье

Politeka: А чья была идея объединиться в одну политсилу?

Василий Гацько: Не думаю, что здесь есть первенство. Эта идея витала в воздухе. Большой ошибкой было то, что нам не удалось объединиться после Майдана. Мы рассеялись, большая часть людей, которые хотят перемен, пошла в политпроекты олигархов, и мы потеряли влияние. Еще к таким мыслям подвела ситуация в стране. Отрезвило то, что стране не удалось за два года пройти долгий и плодотворный путь изменений и сегодня видим попытку реванша власти. Это наблюдается везде.

Politeka: К примеру?

Василий Гацько: Например, прокуратура, которая должна была быть реформирована, обновлена ​​и стать инструментом борьбы с коррупцией. В итоге старым коррумпированным кадрам и прокурорской мафии удалось отстоять себя, а сейчас еще и усилиться. Буквально на этой неделе проходила всеукраинская конференция работников прокуратуры, где было запущено так называемое прокурорское самоуправление. Этот инструмент был задуман для того, чтобы дать прокуратуре больше независимости от политиков. Но предполагалось, что этот инструмент будет использован, когда произойдет обновление прокуратуры и придут новые люди. А получилось, что сегодня система и кадры Пшонки, которые потом служили Шокину, укрепились и стали сильнее. То же самое в милиции, экономике. Ясно, что если правительство формируется за счет олигархов – Коломойского, Ахметова, то эти фракции становятся необъявленной частью парламентской коалиции, поскольку постоянно подставляют плечо для принятия нужных законопроектов.

Порошенко позволил вернуться старым кадрам в систему. Они успешно лезут через его партию во власть, парламент, в органы местного самоуправления, на высокие должности. Например, дело «бриллиантовых прокуроров» прекрасно показало, как система защищает себя. В итоге «выплюнули» из прокуратуры всех, кто пытался изнутри сломать коррумпированную систему. Всех – это Сакваралидзе, Касько и 17 прокуроров и следователей, которые занимались этой операцией и позже расследованием. Также выбросили из СБУ первого зампредседателя Виктора Трипака, который помогал проводить спецоперацию по «бриллиантовым прокурорам». Ясно, что все это делается или по прямому указанию, или с одобрения президента.

Politeka: Вернемся к теме объединения двух партий в одну политсилу. На днях блогер Денис Казанский написал в Facebook, что в партии «Сила людей» фактически отстранили ее основателя – Александра Солонтая и сейчас человек замглавы Администрации президента Виталия Ковальчука, некто Грязнов, активно заводит в нее своих людей и пытается с их помощью установить над партией контроль. Для вас такой пост не стал новостью?

Василий Гацько: Для меня какая-то часть этой истории действительно стала новой. Ротация руководителя – это их внутреннее дело. На днях говорил с Денисом Казанским и Александром Солонтаем, который остается членом партии. Выяснил для себя, что действительно есть такой человек, как Грязнов. Но нет понимания, что это человек Ковальчука и он выполняет какую-то задачу с Банковой. Он работал с Ковальчуком, но я бы не ставил клеймо из-за этого на человеке.

Politeka: Вы вместе с Саакашвили и депутатами из БПП ездили по стране с антикоррупционными форумами. Последний такой был в Запорожье в марте этого года. Еще планируете ездить по городам?

Василий Гацько: Мне трудно сказать, пока таких решений не было. Мы проехали около половины областных центров и за четыре месяца активной деятельности познакомились с огромным количеством новых людей. Эти контакты помогают нам в формировании единой платформы.

Politeka: Кроме знакомств, какие реальные результаты принесли антикоррупционные форумы?

Василий Гацько: Понятно, что на антикоррупционных форумах наручники не надевают. Это публичная деятельность, где ты ищешь и находишь поддержку своих идей. Думаю, отставка Яценюка и формирование нового правительства – это в значительной степени заслуга движения «За очищение», где говорили о коррупции в правительстве, отсутствии реформ. Думаю, отставка Шокина с должности генпрокурора – это тоже часть результатов нашей деятельности. Но это лишь промежуточные этапы. Наша цель – обновить страну, политическую элиту, изменить правила, которые искоренят коррупцию. Ясно, что в выполнении этих задач мы только на начальной стадии.


Михаил Радуцкий Наша цель — страховая медицина уже через 2 года

Иван Мирошниченко: «Украина может до 2050 года войти в топ-20 стран мира и стать примером новейшего успеха»

Важное о Василии Зазуляке – кандидате в народные депутаты от Черновцов

Анна Пуртова о том, как помочь малому и среднему бизнесу и воспитать поколение счастливых украинцев

Борис Тодуров: «Своєю бездіяльністю МОЗ вбило більше людей ніж гине на східному фронті. Грантові кошти витрачаються на флешмоби»

Юрий Романенко: Зеленский – это форточка больших перемен

Президент Ассоциации налогоплательщиков Украины: Время запрягать закончилось

Алексей Новиков о борьбе с прокуратурой, лжи полиции и давлении на киевлян

Татьяна Бахтеева: команду МОЗ нужно срочно менять на украинскую, добросовестную, профессиональную

Сломать систему

Тарас Костанчук: люди ожидают того, кто наведет порядок

Матиос: Государственное бюро военной юстиции — правовой буфер между миротворческим контингентом и населением бывшего ОРДЛО

Рафис Кашапов: аннексировав Крым, Путин подавился

Эдуард Юрченко о дружинниках, праве на силу и предвыборных амбициях

Павел Лисянский о жизни в серой зоне и смотрящих Донбасса

Возвращение активов коррупционеров: Запад не хочет, Украина не может

Борис Захаров: ФСБ нужно выполнять план — вот они и хватают украинцев

Сергей Герасимчук об атмосфере обреченности в Молдове и жесткой линии венгерской власти

Медицинская реформа: о деньгах, закрытии больниц и государственном финансировании

Показать еще