Алексей Новиков о борьбе с прокуратурой, лжи полиции и давлении на киевлян
Скандальные застройки и борьба за жизненное пространство жителей стали нормой жизни Киева
Это только может показаться, что все лакомые участки земли и самые популярные уже направления охвачены вниманием застройщиков, арендаторов, предпринимателей и корпораций. На самом деле территории обширны, а интерес порой возникает даже к небольшим участкам.
Примером может быть намерение выстроить многоэтажку на ул. Жилянской вместо зеленой зоны и спортплощадки. За этой застройкой стоят интересы могущественной прокуратуры. Еще один показательный случай – строительство АЗС на ул. Ревуцкого, которое в октябре 2017 года стало причиной столкновений между местными жителями и силовиками.
В обоих случаях отстаивать интересы жителей вместе с общественностью взялся депутат Киевсовета Алексей Новиков. Борьба с незаконным строительством АЗС для него обернулась побоями, а теперь еще и судебным иском. Тем не менее Новиков не стал избегать проблемы со строительством дома для прокуратуры на Жилянской. Вместе с активистами протестовал против этого под стенами ГПУ и поднимает вопрос во всех инстанциях.
Борьба за жизненное пространство
— В какой стадии в данный момент решение вопроса со строительством жилого дома для прокуратуры на ул. Жилянской?
— В 2003 году в постоянное пользование прокуратуре дают земельный участок для высотной застройки. То есть арендная плата не идет, нет поступлений в городской бюджет. Как объясняют представители компании, которая имеет намерение застраивать участок, согласно Генплану на этом месте подразумевается строительство многоквартирных домов.
Я это не оспариваю, но есть нормы и плотность застройки. Возле дома должны быть детские площадки, место для парковки, зеленые зоны, которые тоже относятся к жилой застройке. В случае с объектом на ул. Жилянской 45, для обслуживания близлежащих домов и была создана зеленая зона, на которой были обустроены спортплощадки: баскетбольная площадка, футбольное поле и гимнастический комплекс.
Строительство в этом месте означает, что у людей крадут их жизненное пространство. То есть это нарушение: по ДБН (Державні будівельні норми, — ред.) там строительства быть не может.
Кроме того, прокуратура — орган контролирующий, а не хозяйственный и такого плана деятельностью не может заниматься. Да, они опираются на закон: сотрудников прокуратуры нужно обеспечивать жильем. Но если с их стороны будут нарушения, куда нам жаловаться?
Если проанализировать, какие участки отводились в том же 2003 году для ГПУ и других органов, то на ул. Антоновича построен суперэлитный комплекс. Это чисто бизнес-проект. Лабораторный переулок 7 – просто отхватили кусок территории, а это был стадион, секция легкой атлетики.
— По застройке на ул. Жилянской уже есть какой-то проект или пока что речь идет лишь о намерениях?
— Разрешения пока что нет. Я вытребовал из Главархитектуры градостроительные условия, которые должен выполнить застройщик для получения разрешения. Во все ответственные организации я отправил письма и поставил в известность. Например, по высотности здания. Это разрешение Украэроруха, Госавиаслужбы. Также пошли письма в исторические и культурные департаменты, департамент молодежи и спорта.
Ну вот нам дали информацию из Украэроруха о том, что им согласовали намерение возводить здание высотой 205 м. Пусть даже каждый этаж будет 4 м – это уже 50 этажей. Представьте себе такую высотку на Жилянской.
Плюс уничтожается мультиспортивный комплекс. В полученных мною ответах указано, что он числится для обеспечения всей улицы.
— Кто занимается сейчас решением вопроса?
— Была создана рабочая группа. Люди негодовали, пришли ко мне, попросили поставить вопрос на повестку дня. Есть депутат Олеся Пинзеник, которая избиралась по этому округу. Я постарался свести ее с людьми. Но диалог не состоялся.
Я поднял вопрос на сессии, когда ее не было. Владимир Прокопив (секретарь Киевсовета, — ред.) дал поручение создать рабочую группу. Каждая фракция должна была дать своих представителей. Я себя подал. На первом заседании мы должны выбирать главу и потом двигаться дальше. Пинзеник был определена главой.
По голосованию на втором заседании группы я увидел, что громаду депутаты особенно защищать не будут. Хотя они озвучивают, что будет подано обращение, проект решения.
По своему опыту я понимаю, что вопрос максимально хотят отвести от депутатов, все сбросить на исполнительный орган – КГГА, а потом сказать, что виноват какой-то департамент.
Я нацелен на результат, поэтому я даже не вижу особенного смысла в рабочих группах. Я самостоятельно готовлю проект решения об обращении Киевского городского совета в ГПУ о том, что там должны отказаться от застройки добровольно.
— Под ГПУ проходили протесты против этой застройки, активисты голодали. Вы получили какую-то реакцию на свои действия, обращения?
— Я ходил в приемную к Луценко, писал обращения как депутат. Он не встретился. Фидбека от ГПУ не было никакого. Даже когда проходила голодовка — 17 дней и 16 ночей проголодал Сергей Цыбенко.
Так что я буду готовить проект решения. Параллельно действуем просто – хотим благоустроить территорию.
— Насколько я понимаю, вариант решения проблемы только один: достучаться до прокуратуры?
— Есть разъяснение Конституционного суда о том, что Киевсовет не имеет права аннулировать принятые ранее решения. Внутренне я с этим не согласен. Но закон есть закон.
Когда мы вывешивали на площадке плакаты, люди проходили мимо, высказывали поддержку. Но при этом говорили: «Неужели вы верите, что вы победите?» Приезжал сын Луценко – мне рассказывали общественники, но ничего не вышло. Зато магическим образом с плакатов с лицом Луценко его постоянно вырезают. Если его хотят показать с хорошей стороны, то пусть он просто откажется от потенциальной выгоды.
Победа корпораций
— В октябре 2017 года было столкновение из-за строительства АЗС на ул. Ревуцкого. На какой стадии этот объект сейчас, строительство удалось остановить?
— На ул. Ревуцкого нарушения, нецелевое использование. Земля отводилась не под строительство АЗС. По Генплану там магистраль шире, чем Харьковское шоссе, а в нее вбивают кол. Как мне говорят другие депутаты, корпорации не могут проиграть.
Сейчас строительство документально не остановлено. Просто застройщик боится, что противостояние будет продолжаться.
— Год назад из-за строительства на ул. Ревуцкого вас избили. Но потом против вас же начали уголовное производство по заявлению участкового Алексея Тарасюка в связи с тем, что это вы его избили.
— Иск рассматривает Дарницкий суд. Следующее заседание будет 11 октября.
На прошлом заседании суда допрашивали потерпевшего. Там ложь на лжи. После этого я задал вопрос о том, какая ответственность за дачу ложных показаний.
Есть экспертиза о травме носа у полицейского. Но травма не свежая, а ранее перенесенная. Он же говорит, что я ему сломал нос. Он говорит, что был конфликт и с него сорвали погоны. Но потом обвинение само же прилагает видео, на котором он гонится за мной. Он дает показания, что я был агрессивно настроен и его обматерил. Но на видео слышно, что я обращаюсь к нему на вы, ни одного нецензурного слова не было. Он говорит, что был в форме и представился, но на видео видно, что он не по форме, и я его спрашиваю, кто он такой.
— Вы сами получили травмы, а подали иск?
— Заявление подал, но иск нет. Дело не сформировано – его саботируют. Мои справки о побоях утеряны. В то же время дело против меня полностью укомплектовано.
В суде же против меня я считал, что мою вину будут доказывать – ведь есть же понятие презумпции невиновности. Но оказалось, что я должен доказывать свою невиновность.
Нужно еще понимать в каком состоянии находились люди, когда произошло столкновение. На квартиры двоих наложен арест за якобы нанесение ущерба. Главе инициативной группы разбили стекла в машине и порезали колеса. У одного человека был банковский кредит. Право требования перекупили и коллекторы вломились в квартиру, когда там были только несовершеннолетние дети.
Я говорю людям, активистам, что вы, конечно, поквитались за то, что с вами сделали, но это тоже плохо. Я все же за решение законными методами. Даже по объекту на ул. Жилянской. Мы все благоустроим, там будут заниматься спортом дети. Хочется действовать добром, давать надежду.
Природа и предпринимательство
— Однако есть еще вопрос с предпринимательской деятельностью в Парке Партизанской славы. Там возможен мировой вариант?
— Сейчас в парке за бюджетные деньги идет благоустройство. Это я оцениваю позитивно. Но нужно вспомнить, что у него особенный статус – это региональный ландшафтный парк. Часть же территории на определенном этапе отдали КП «Парк культуры». Там установили аттракционы. По факту они устаревшие, доживают свой век.
Другие предприниматели незаконно установили аттракционы. Это неправильно – идет нагрузка на ландшафт. Там появилось некое предприятие «Качели». Взяли в пользование на определенный период гектар земли. Аттракционы действительно классные, люди туда идут. Но ведь речь идет о региональном ландшафтном парке.
Если разрешить одному, как отказать потом другому предпринимателю, который тоже поставит что-то хорошее и востребованное? Так придут 90 человек и парка не останется.
Там еще разрабатывается план организации территории (ПОТ), который определяет хозяйственную и заповедную зоны. Этот ПОТ разрабатывал человек, который занимается предпринимательством, он заинтересован в том, чтобы расширить хозяйственную зону для размещения объектов торговли. Но мы на комиссии подняли вопрос, чтобы разработать новый план.
Я считаю, что «Качели» нужно убрать, КП «Парк культуры» — упразднять. Там за бюджетные деньги хотят покупать какие-то аттракционы. Но лучше отдать эту землю в аренду за большие деньги на условиях конкурса операторам. Они за свои деньги без нагрузки на городской бюджет поставят современные аттракционы. А парк должен остаться. Это магнит, который притягивает людей. Если же мы пойдем на поводу и 90 предпринимателей что-то поставят, то мы просто его потеряем.