Андрей Тетерук: Гибридную войну выиграем только гибридным путем
На следующий день соответствующий указ подписал Александр Турчинов, который находился на посту исполняющего обязанности президента. Тогда никто не мог представить, что продлится АТО как минимум до апреля 2017-го.
Так с чем же имеем дело три года спустя – с полноценной войной или лишь с «антитеррористической операцией»? Об этом в интервью Politeka рассказал первый заместитель руководителя фракции «Народный фронт», член Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны Андрей Тетерук.
— В апреле 2014 года начались боевые действия на востоке Украины. Тогда в Киеве эту военную операцию назвали «антитеррористической». Почему?
— Тогда прямой агрессии Российской Федерации не было. Начиная с оккупации Крыма, Россия позорно скрывала принадлежность задействованных в операции военных к своим вооруженным силам. Москва не объявила ноту начала войны, как это принято в международном законодательстве.
В 2014 году лица с оружием захватывали здания, меняли действующую украинскую власть – это проявление терроризма. Лучшим решением тогда было применить нормы действующего законодательства Украины о борьбе с ним. Поэтому на начальном этапе приняли решение о проведении именно АТО. Создали Антитеррористический штаб. В его подчинение вошли все силовые органы, которые должны оказывать поддержку Штабу или взаимодействовать в зоне проведения операции.
— Можем ли сейчас откровенно говорить, что на востоке Украины не антитеррористическая операция, а война с Россией?
— Российская Федерация ведет гибридную войну против Украины. Она отличается от войн прошлого века. Тогда страна объявляла военное положение, происходило объединение союзников и велись боевые действия.
Гол в собственные ворота: Путин ищет ответ ТрампуСегодня же РФ коварно использует локальное население, чтобы скрыть прямую причастность своих регулярных вооруженных сил. Хотя это не опровергает присутствия на Донбассе российской военной техники, профессиональных военных, а самое главное – экономики РФ. Патроны, топливо, заработная плата – это все в российских рублях. Выделяется из бюджета России кремлевским решением.
— Почему мы до сих пор не называем вещи своими именами?
— Гибридная война и проведение антитеррористической операции – это юридические термины, которые не должны нас сбивать с толку. На самом деле все в Украине и наши партнеры в Евросоюзе и Соединенных Штатах понимают, что Россия развязала против нас войну. Независимо от того, как она называется, это угроза для будущего Украины. Лишь титанические усилия всего украинского народа, власти и поддержка союзников дают уверенность, что выстоим.
Российская Федерация – главный и единственный враг Украины. Кремль уродовал наше прошлое, разрушает настоящее, чтобы лишить нас будущего.
— Петр Порошенко в 2014 году обещал закончить АТО за две недели. Это реально было сделать?
— В 2014 году украинские добровольческие подразделения и Вооруженные силы были чрезвычайно близки, чтобы завершить окружение Донецка. За неделю-другую сопротивление в Донецкой и Луганской областях реально было остановить, «русский мир» был бы похоронен в своих же обломках.
Когда украинская армия начала освобождать территорию за территорией, Владимир Путин принял решение о введении регулярных российских подразделений на Донбасс. Это привело к резкому изменению оперативной обстановки и нарушению баланса соотношения сил сторон.
Использование регулярных подразделений РФ приостановило процесс очищения украинской земли от бандформирований, которые спонсировал Кремль. Началась длительная гибридная война.
Речь идет не только о военной угрозе со стороны России, но и о мощной негативной информационной кампании против Украины и ее руководства. Кремль стремится лишить украинцев веры, что можем победить в этой войне. Украинские предприятия страдают от многочисленных кибератак.
Россия использует и экономическую составляющую – это многочисленные санкции против украинской продукции. Прибегает к энергетическому шантажу. Запугивает ограничением в поставках нефти и газа.
— Украина научилась противостоять России в гибридной войне?
— На все вызовы ищем взвешенные решения, которые бы делали угрозы менее разрушительными и не привели к ослаблению Украины, а наоборот — укрепляли. Вот уже более 500 дней не покупаем российский газ.
Жилье для АТОшников: как чиновники проворачивают очередные схемыОбъединение всех украинцев вокруг государства с целью отстоять свое будущее должно быть главным. Коварство врага в том, что он перенаправляет все невзгоды внутрь страны, чтобы мы разрушали друг друга и перестали бороться с внешним врагом – Российской Федерацией. Жаль, что люди иногда на это ведутся и видят врага среди украинской власти, а не в Кремле.
— Нужно ли Украине также расшатывать Россию изнутри?
Должны делать все возможное и невозможное, чтобы ослаблять врага. Если вынуждены противостоять гибридной войне, ответ должен быть также гибридным.
— Разве у нас есть для этого ресурсы?
— Украина подает иски против российской власти в международные арбитражные суды. Это разрушает позицию РФ в международном правовом поле и заставит руководство Кремля отвечать за преступления.
Сейчас Россия также страдает от санкций. Они разрушают ее экономику, а это, соответственно, ослабляет российскую агрессию.
— Стоит ли придерживаться Минских соглашений?
— Самое главное, что Минские соглашения дали нам время для восстановления потенциала ВСУ и способности Украины защитить себя. РФ накапливала присутствие российских войск, техники и оружия, чтобы прогрессировать в военном наступлении. Первый и второй «Минск» остановили этот угрожающий для Украины процесс, который приводил к многочисленным жертвам.
Однако сейчас надо искать форматы, которые помогли бы освободить украинские территории от российских войск и вернули бы их под нашу юрисдикцию. Это может быть нормандский или будапештский формат. Главное, чтобы они помогли объединиться в коалицию против Путина и заставить его остановиться в распространении агрессии и терроризма.
Анатолий Гриценко о внутренних врагах армии и ошибках власти (видео)Российская Федерация – огромная угроза для всего мира. Россия полностью разрушила период стабильного геополитического перемирия. Нарушила баланс сил. Теперь надо искать варианты, которые сделают наше будущее безопасным. Россия должна ответить за все свои преступления. Не только в Украине, но и в Сирии и других странах.
— Как выиграть войну с РФ?
— Гибридным путем. Надо быть готовыми к использованию вооруженных сил, но дипломатический путь – наименее разрушителен для украинцев. Таким образом мы не теряем самое важное – жизнь и здоровье людей, которые освобождают землю от оккупантов.
За три года отстроили украинское войско. Это дает основание украинским дипломатам иметь более серьезные позиции во время переговорного процесса.
Должны выбросить российских наемников вместе с регулярными войсками и техникой за границу Украины. Освободить каждый метр украинской территории, включая Крым, Донецкую и Луганскую области. После восстановления территориальной целостности и неприкосновенности установить на тех территориях украинскую власть. Также нужно избавиться от любого влияния Российской Федерации, посредством которого она пыталась бы нас контролировать. Это и будет победа Украины в гибридной войне с Россией.
Ольга Головка