Леонид Кравчук: Я боюсь, что мы можем потерять государство
Первый президент Украины Леонид Кравчук в интервью Politeka о не достигнутых целях Майдана, новых избирательных законах и категориях войны.
— Леонид Макарович, в эти дни мы чтим память Небесной Сотни. Конечно, три года – это не тот срок, когда можно делать глобальные выводы, но, тем не менее, контуры очертить можно. Ваше мнение: самую высокую цену – жизнь – ребята заплатили не зря?
— Эта цена была заплачена не зря, но все пошло не так, как хотелось бы, потому что фундаментальные вещи, о которых шла речь на Майдане, на сегодняшний день не выполнены. Более того, некоторые из этих вещей даже и не начали выполнять вообще.
Геннадий Рябцев об энергетической блокаде и сверхприбыли олигархов (видео)— Приведите, как минимум, один конкретный пример.
— Например, наказание тех, кто стрелял в людей. Прошло три года, но мы не знаем заказчиков и исполнителей тех преступлений. До этого времени ни один человек не понес ответственность за эту страшную и трагическую для Украины историю.
На Майдане постоянно шла речь о том, что мы примем новую Конституцию, качественные законы, нужные стране, что Украина на самом деле станет парламентско-президентским государством, а Верховная Рада будет выполнять исключительно волю народа. Но, как мы видим, это все, мягко говоря, не выполняется. К сожалению, политические силы не могут договориться между собой, единство отсутствует вовсе. В итоге, мы не даем ответов на вызовы, которые стоят сегодня перед нашей страной.
— Обозначьте несколько ключевых, на ваш взгляд, вызовов?
— Первый вызов – прагматизм в политике. Второй вызов – защита национальных интересов. Сейчас в мире наблюдается тенденция не к объединению в глобальные организации, а тенденция к защите именно национальных интересов. Смотрите, Великобритания вышла из состава Евросоюза. Франция, Италия, Испания, а также Германия также поднимают этот вопрос. То есть идет процесс защиты главного – национального, своего, того, что нужно собственному народу…
— А насколько, как вы считаете, действующая власть сейчас чувствует пульс и сердцебиение своего народа?
— Тот, кто поднимает революцию, тот берет власть, правильно? А у нас случилось совершенно по-другому: революцию подняли одни, а власть взяли другие. Власть, пришедшая на завоеванные другими людьми платформы, не может до конца выполнить миссию, которую ставили перед собой настоящие революционеры.
— Скажите, какими были бы ваши действия, если бы сегодня вы были действующим президентом? Естественно, прежде всего, имею в виду ситуацию на Донбассе.
— Я не знаю, что бы я делал, если бы я был президентом в нынешней ситуации, но точно скажу: я бы такого не допустил. В мою президентскую бытность проблемы были не менее сложные, но мы их решали посредством встреч и переговоров. Иногда эти переговоры были очень сложными, но другого пути попросту не было. А вот когда ошибка уже допущена, решить проблему уже очень и очень непросто. Поэтому самое главное – не допустить ошибки, избежать ее всякими возможными и невозможными методами.
— Но мы, цитируя вас же, имеем то, что имеем…
— Я не случайно ранее сказал о мировых тенденциях, когда ключевым приоритетом становится национальный интерес. Нам необходимо переформатировать некоторые основы нашей политики. Если мы и дальше будем ходить с протянутой рукой по миру и жить от транша к траншу, ничего не изменится.
Виталий Бала о холодной войне с Россией и неоднозначной блокаде Донбасса (видео)Нам необходимо заниматься вопросами национальной безопасности, реформ, на надлежащем уровне бороться с коррупцией. Поэтому сейчас главная задача, чтобы парламент, наконец, стал парламентом и немедленно внес изменения в положения об основах внешней и внутренней политики Украины. Это его обязанность! Да, президент может выдвигать свои предложения, но последнее слово должна сказать Верховная Рада. У нас до сегодняшнего дня в основах внутренней и внешней политики окончательно даже враг не определен!
— А какой враг, если мы войну называем АТО?
— Именно так. Мы войну называем АТО, путаясь в категориях. А категории – это ведь не просто слова, они отражают процессы. Скажите, пожалуйста, какое еще АТО?! Это даже не смешно. Мы не можем навести порядок в вопросе торговли с регионами, неподконтрольными Украине. Мы говорим, что кто-то в этом виноват. Кто, скажите на милость, виноват, кроме нас самих? Ведь мы же заблокировали железную дорогу. Правильное это решение или нет – вопрос. Но очевидно, что с людьми необходимо провести дискуссию и принять компромиссное решение. Ну, не может стихийно каждый человек или группа людей делать то, что им кажется истинно правильным. Это абсурд! Это не государство!
Мы также не можем навести порядок с проблемой янтаря. Что, спрашивается, нам Россия тут мешает? Вооруженные люди, как это было в Житомирской области, приезжают на места стихийной добычи янтаря и стреляют. Многие депутаты говорят, дескать, отсутствуют необходимые законы. Да какие тут нужны законы?! Этих людей необходимо положить на землю и обезоружить, вот и все законы.
Понимаете, люди уже устали от этого хаоса. Необходимо прекратить обманывать народ и сказать ему правду. Правду о том, что у нас пока нет возможности получить безвиз, что у нас есть сотни километров неподконтрольных границ и так далее. То есть необходимо говорить правду, а не врать с три короба.
Если я могу сказать, что мы много сделали для укрепления армии, это будет правдой. Однако я не могу сказать, что мы достигли успехов в реализации реформ или в так называемом «минском процессе». Мы заранее сказали, что альтернативы не существует, и все эта переговорная эпопея будет длиться до скончания веков.
— Вы сказали об альтернативе. Сегодня активно обсуждается тема отставки премьер-министра Владимира Гройсмана. Как считаете, с учетом всех вызовов, которые стоят перед Украиной, есть ли в кадровой обойме власти профессионал, который может стать альтернативой действующему главе Кабмина?
— Я уже говорил и повторю еще раз: у нас до сих пор отсутствует политическая воля единого народа, который хочет сохранить страну. Мы только бьемся между собой, а во время исторической ответственности, думаем не о государстве и народе.
Иван Винник про тет-а-тет Порошенко и Путина и коалиционные интриги (видео)Что касается инициатив по отставке премьер-министра. Я эти инициативы не могу сегодня поддержать, потому что ежемесячно можно найти массу причин для того, чтобы поменять премьера. У нас за 25 лет независимости, если не ошибаюсь, было около 20 премьер-министров. Максимальный срок пребывания в этом кресле – полтора года. Это нормально?! Поэтому, подчеркиваю, нам необходимо собраться и найти общий язык. А если человек сознательно не хочет действовать в интересах народа и государства, тогда необходимо поднимать вопрос о замене этого человека.
А у нас сейчас что? Одной или двум фракциям захотелось и давай быстро: премьера меняй, президента отстраняй и так далее. Я боюсь, что в таком пылу мы можем потерять государство. Нельзя менять все и всех очень быстро, не разобравшись в причинах и сути. Да о чем речь, если в Верховную Раду выбирали не по принципу воли народа, а по принципу интересов отдельных персон. Тогда, спрашивается, что вы хотите от такого парламента?! То, что выбрали, то и имеем.
— Но перевыборы по существующим правилам вряд ли являются панацеей.
— Совершенно верно. Если проводить выборы по нынешнему закону, в лучшем случае выберут то же, в худшем – еще «прекраснее». Поэтому необходимо создать новую базу для новых выборов. Нужно принять закон, который станет преградой для прихода в парламент случайных либо купленных людей.
— То есть вы выступаете за досрочные парламентские выборы?
— Я поддерживаю идею досрочных выборов на базе нового закона и других нормативных документов, которые обеспечат приход в парламент новой элиты.
— Но ведь новый закон будут утверждать люди, которые сегодня сидят в парламенте. Реально ли найти выход из этого замкнутого круга?
— Для этого необходимо, чтобы и парламентарии, и президент, собрались и признали: «Мальчики и девочки, посмотрите, в каком мы состоянии! Если мы не будем действовать в интересах Украины, нас в истории проклянут!» Повторяю: на базе нормальных, продуманных, одобренных народом законов выборы нужны. Но не за гречку и гривны, а по совести.
Наталия Ромашова
Фото: hromadske.tv