Леонид Кравчук: У нас грязная политика из-за низкого уровня культуры

Читати українською
1100KRAVCHUK_hromadske.tv

Кадровые ошибки

— О каких достижениях за 2016 может говорить Украина?

— Самое главное – сохранили независимость Украины и ее суверенитет в нынешних границах.

Станислав Шушкевич: Беловежские соглашения спасли мир от кровопролития

Страна начала немного развиваться. Впервые за последние 5-6 лет зашевелилась экономика. Сдвиг небольшой, но все же рост в полтора процента признают не только украинские экономические структуры, но и международные.

Также в условиях экономического и политического кризиса нашли волю, силу и понимание, чтобы укрепить войско. Последние события на Донбассе показывают, что украинская армия в состоянии остановить агрессора.

К положительным решениям можно отнести и создание антикоррупционных органов. К сожалению, они еще не начали как следует работать и не можем говорить об успехах на этом участке, но вновь созданные органы постепенно осваивают свои функции и задачи. Это уже положительный знак.

— Какие ошибки допустила власть?

— Упущений, недостатков и проблем уйма. Однако есть одна ошибка, которая влечет за собой остальные, – кадровые назначения. Все решают люди. К сожалению, у власти отсутствует система кадровой работы и кадрового резерва. Яркий пример – Министерство обороны. До последнего министра назначения были достаточно интересные и не совсем понятны.

Такая ситуация общая. Она проистекает из того, что на должностях нет профессиональных и опытных людей, следовательно, нет результатов.

Ключевые должности нужно пополнять новыми лицами, которые были бы не завязаны на различных коррупционных схемах и бизнес операциях. Нужно создать соответствующий резерв и из него постепенно заменять всех, кто себя скомпрометировал. Ведь у таких лиц поддержки общества уже не будет, а без нее власти тяжело работать.

Не удалось достичь успехов, приглашая на должности иностранцев. Им не помогли овладеть украинской ситуацией и приспособиться к условиям, в которых сегодня живет Украина. Более того, окружение этих иностранцев часто было украинское, коррупционное и они не могли добиться хотя бы сдвигов в работе той или иной отрасли.

Также есть слабый контроль по работе организаций и ведомств. Должностные лица что хотят, то и делают.

Не смогли добиться реальных успехов в антикоррупционных делах. Поймали с поличным прокуроров, а теперь делают все, чтобы уменьшить их ответственность. Такое впечатление, что вскоре они станут героями, а не ворами.

Большая проблема Украины – отсутствие политического единства как в обществе, так и в парламенте. Господствует популизм. В конце концов, Верховная Рада в полной мере не может выполнять задачи, которые на нее возложены в соответствии с Конституцией.

Не смогли преодолеть, а, наоборот, усилили единство власти и бизнеса. Как показывает мировой опыт, этого категорически нельзя делать. Теперь последствия ощутимы не только в Украине. Несмотря на общую поддержку, мир ставит нам вопросы о коррупции, бизнесе, оффшорах, электронных декларациях, которые показали, какая у нас сложная ситуация.

«Будапештский формат» лучше «Минского»

— Насколько благоприятно складывалась для нас ситуация на международной арене?

Евгений Магда: Украина должна отказаться от статуса крупнейшей европейской проблемы (видео)

— Власти, в частности президенту, удалось убедить Запад, что Украина – объект российской агрессии. Благодаря этому США и Евросоюз продолжают санкции против Российской Федерации, а Украине предоставляют политическую поддержку.

При этом западные партнеры все же хотели бы видеть у нас больше решимости, последовательности. Чтобы в условиях критической ситуации не затягивали с принятием необходимых решений, как это происходит сейчас. Мы не можем ходить вокруг проблемы, как кот вокруг горячей каши, ссылаясь то на отсутствие полномочий, то на демократические принципы, то неспособность парламента что-то делать.

— Удалось ли за год приблизиться к миру на Донбассе?

— Изменений не удалось.

«Нормандский» формат переговоров ничего не решит. Сейчас «Минск» помогает в одной единственной проблеме – обмен пленными. Это важно, но не является стратегической задачей Украины, потому что не решает главного: прекращение войны, возвращение территории и контроль над границей.

Украина допустила ошибку, что в «минском» документе вписали изменения в Конституцию. Не знаю, кому пришло в голову и кто согласился, чтобы зарубежные структуры, а не украинский народ, требовали менять Основной закон. Это нонсенс.

Кроме того, нормы об освобождении оккупированных территорий и только тогда проведение выборов должны быть указаны вместе в одном пункте, а не так, как сейчас – в разных. Теперь на этом спекулируют и сдвигов это не даст.

— Какая альтернатива устоявшимся форматам переговоров?

— Ею может стать реформированный «будапештский формат». Его можно дополнить государствами «Большой семерки», которые сегодня влияют на ситуацию в мире.

В Будапештском меморандуме прописано, что ядерные государства берут на себя обязательства обеспечивать территориальную целостность Украины, ее суверенитет и неприкосновенность границ. Поэтому мы должны его использовать.

Украинский вопрос не национальный, а международный. РФ пугает Украину, если не прекратим войну, то пойдет на нас такой силой, как на Сирию. Будто это мы ее начали. Не верю, что в Кремле уже совсем кто-то сойдет с ума, но все возможно. Если вдруг такое действие начнется – это будет начало Третьей мировой войны.

Украинский язык нуждается в защите

— В течение двух лет идет активная декоммунизация. Не слишком долго Украина жила с этим прошлым и не слишком быстро сейчас от него избавляется?

— В начале независимости в Украине проживали 3,5 миллиона коммунистов. Не было ни одной должности, которую бы не занимал член КПСС. В 90-м году в новой Верховной Раде заседали 370 коммунистов. То есть для принятия решения о декоммунизации тогда не было никаких условий.

Не имеет значения быстро или медленно происходит декоммунизация. Главное, чтобы законно. Нельзя быстро избавляться от темных пятен, имея только желание, но делать это в спешке и с нарушением закона. Нужно учитывать, что Украина была очень коммунизированной.

К тому же сейчас в стране живут 14 миллионов пенсионеров. Они родились в Советском Союзе. Многие из них защищали Родину, сидели в окопах, защищая нашу жизнь. Поэтому не учитывать их позицию тоже невозможно.

К каждому переименованию нужно подходить взвешенно. Например, тщательно действовать относительно политических деятелей, которые неоднозначно вошли в украинскую историю.

Сначала подготовить почву, чтобы вокруг этого не было политических спекуляций. Проанализировать, когда лучше это сделать – в 2016 или 2018 годах. Потому и единства сейчас нет. Не все политические силы выступают единым фронтом за европейский выбор, демократизацию, национальную сущность общества и историческую память народа.

Но люди, которые сражались за независимость Украины и погибли в этой борьбе, имеют полное право войти в историю как герои, а их имена должны войти в перечень улиц и площадей.

— Сейчас русскоязычные и украиноязычные украинцы спорят, кто больший патриот и кто больше вредит стране. Русскоязычные считают, что украиноязычные требованиями переходить исключительно на украинский, раскалывают страну. Украиноязычные говорят, что разговаривать на русском – давать Путину право двигаться вглубь Украины.

— Никто никому не запрещает говорить на русском. В некоторых киевских вузах только его и слышно, как и в школах. Большинство книг издают на русском. Это также касается газет и телевидения. То есть проблемы русского языка в Украине вообще нет. Сегодня, наоборот, есть проблема украинского языка. Он, как государственный, не защищен так, как этого требует Конституция.

Григол Катамадзе: Украина обречена на успех и для этого ей нужны три шага

В быту дело каждого, на каком языке говорить. Но когда ты стал народным депутатом и выходишь за трибуну Верховной Рады, должен говорить исключительно на украинском языке. Не представляю, чтобы во французском парламенте депутат начал говорить по-русски. А у нас – пожалуйста. К тому же жалуются, что их кто-то ограничивает. На самом деле это они всех ограничивают.

Спекуляция вокруг русского языка искусственная. Подогревается из Кремля российскими СМИ.

Людям надо больше разъяснять. Скажем, если хочешь учиться на русском — есть соответствующие факультеты в университетах. Если же хочешь на конкретный, где преподают только на украинском, то выучи государственный язык. Это же элементарно! Но иногда такое впечатление, что люди теряют здравый смысл.

— Во время вашей каденции политика не была такой публичной, как сейчас. Раньшн были пресса, радио и телевидение. Сейчас есть социальные сети, лидеры общественного мнения, уйма каналов коммуникаций. Это способствует качеству политики и политиков, или, наоборот, делает ее грязной?

— Если политики качественные, то и политика будет соответствующей. Если же на политике негде поставить клеймо, а он выходит и кричит дурным голосом, оскорбляет всех, употребляет рыночный язык, на такой выпад отвечают так же.

В Украине не только публичные люди, но и обычные граждане еще не готовы к высокой культуре общения – дискуссиям, диспутам, обсуждениям. В различных ток-шоу аудитория поддерживает тех, кто употребляет крутое слово, кто куда-то посылает. Зал таким с удовольствием аплодирует. То есть в обществе уровень политической, гуманитарной и правовой культуры чрезвычайно низок. Это и делает политику грязной. В то же время без публичности, без участия людей в политике строить новое демократическое правовое государство невозможно.

Перевыборы возможны, но нежелательны

— Какие вызовы для Украины будут решающими в следующем году?

— Ничего не будет. Ключевыми останутся прекращение войны, реформы во всех сферах и борьба с коррупцией. Будет продолжаться и борьба украинцев за европейский выбор, в том числе за безвизовый режим.

В новом году должны сделать выводы из ошибок. То есть, чтобы получить результат, за дела должны браться профессионально, политически грамотно, чтобы не плодить врагов. Власть нужно очистить от коррупционеров. Если по-настоящему за это возьмемся с начала года, сможем быстрее решить все задачи.

— Ждать ли досрочных парламентских или даже президентских выборов?

— Говорить, что этого не произойдет – не стоит. Но сказать, что точно будет, тоже трудно.

Основания, чтобы народ ставил вопрос о досрочных выборах, есть. Поддержка парламента сейчас на уровне 3-4%. Поэтому быть им или нет, зависит от власти. Если все вместе начнем активно, эффективно, профессионально, политически грамотно работать и получать положительные результаты, досрочных выборов не будет. Если же наоборот – их не избежать.

Когда идет война на востоке Украины, в стране сложная экономическая и политическая ситуация, то лучше бы досрочных выборов не было. Это может только усугубить ситуацию.

Ольга Головка

Фото: hromatske.tv


Михаил Радуцкий Наша цель — страховая медицина уже через 2 года

Иван Мирошниченко: «Украина может до 2050 года войти в топ-20 стран мира и стать примером новейшего успеха»

Важное о Василии Зазуляке – кандидате в народные депутаты от Черновцов

Анна Пуртова о том, как помочь малому и среднему бизнесу и воспитать поколение счастливых украинцев

Борис Тодуров: «Своєю бездіяльністю МОЗ вбило більше людей ніж гине на східному фронті. Грантові кошти витрачаються на флешмоби»

Юрий Романенко: Зеленский – это форточка больших перемен

Президент Ассоциации налогоплательщиков Украины: Время запрягать закончилось

Алексей Новиков о борьбе с прокуратурой, лжи полиции и давлении на киевлян

Татьяна Бахтеева: команду МОЗ нужно срочно менять на украинскую, добросовестную, профессиональную

Сломать систему

Тарас Костанчук: люди ожидают того, кто наведет порядок

Матиос: Государственное бюро военной юстиции — правовой буфер между миротворческим контингентом и населением бывшего ОРДЛО

Рафис Кашапов: аннексировав Крым, Путин подавился

Эдуард Юрченко о дружинниках, праве на силу и предвыборных амбициях

Павел Лисянский о жизни в серой зоне и смотрящих Донбасса

Возвращение активов коррупционеров: Запад не хочет, Украина не может

Борис Захаров: ФСБ нужно выполнять план — вот они и хватают украинцев

Сергей Герасимчук об атмосфере обреченности в Молдове и жесткой линии венгерской власти

Медицинская реформа: о деньгах, закрытии больниц и государственном финансировании

Показать еще