»В карточке по учету кадров Верховной Рады Кучма написал, что он «русский» — Лукьяненко

Читати українською
Лук’яненко

— Левко Григорьевич, вы автор Акта провозглашения независимости Украины. Как писали этот документ?

— Акт провозглашения независимости Украины я писал 23 августа. После августовского путча коммунисты начали сдавать позиции. Они были растеряны. Часть из них даже вступили в Народную Раду. Поэтому я предложил депутатам быстрее провозгласить Украину независимым государством.

»Писатели молчали, и в результате от имени государства говорят Медведчук и Кучма»

Дмитрий Павлычко поручил мне написать документ, который должен соответствовать нашим намерениям. Я взял с собой депутата Леонтия Сандуляка и мы пошли по улице Грушевского, сели на скамейку и начали писать. У нас было полчаса.

Документ не должен был вызвать никаких дискуссий. Он содержал минимальное количество слов. Назвать его решили Актом. Потому что это не закон, а название Универсал — категория политической терминологии Украинской Народной Республики. Акт не вызывает ассоциаций ни с «петлюровщиной», ни с «бандеровщиной».

Оригинальный Акт содержал текст: «Восстановление украинского государства». Мои товарищи по партии исправили на «провозглашение», чтобы не выглядело так, что мы восстанавливаем Гетьманщину или УНР. Коммунисты, а они представляли большинство в парламенте, не проголосовали бы за такое толкование.

Чернетка першого варіанта Акту проголошення незалежності України

— Почему Акт о независимости в парламенте зачитывали не вы?

— Действительно, Акт провозглашения независимости Украины должен был провозгласить я. Но Леонид Кравчук, который вел заседание Рады, вызвал Владимира Яворивского. Позже все были очень злы на Яворивского, потому что по решению Народной Рады, я должен был подняться на трибуну и зачитать документ.

Думаю, Кравчук специально не пустил меня читать Акт, потому что боялся — что коммунисты в таком случае не проголосуют. Яворивский был для коммунистов своим человеком. Я отдаю должное осторожности и прозорливости Кравчука.

— Почему депутаты от Коммунистической партии проголосовали за независимость?

— После выступления Владимира руководитель КПУ Станислав Гуренко предложил перерыв. Коммунисты пошли на переговоры. Один из них говорит: «Чем же мы провинились перед Москвой, что должны отделиться?». Представляете, какой был уровень национального сознания. А другой говорит: «Нет, надо отделяться, потому что в России может начаться охота на коммунистов, как это было в 1956 году в Венгрии».

Таковы были мотивы большинства коммунистов проголосовать за украинскую независимость. Все равно — это был самый счастливый день в моей жизни. После голосования мы вскочили, начали обниматься. А вечером на Майдане Независимости был всеукраинский митинг, люди съехались со всех областей. Членов Народной Рады носили на руках.

— Правда, что второй президент Украины Леонид Кучма тогда не голосовал за провозглашение независимости?

— Да, он не голосовал. Кучма по природе украинец, но по документам и мыслям — русский. В первой Верховной Раде в карточке по учету кадров Кучма написал, что он «русский».

— Как на Западе отреагировали на факт провозглашения независимости Украины?

— Запад был очень осторожен. Нас не воспринимали самостоятельным государством. Провозгласить — еще не значит стать независимыми. Западный мир признал независимость Украины только после референдума, где более 91% населения высказались за суверенитет. Такой результат стал решающим ударом по Московии.

— В одном из интервью вы заявляли, что Украина до сих пор не обрела независимость. Изменили ли вы свое мнение после Революции достоинства?

— Революция достоинства может стать переломным моментом отечественной истории. Я бы провел аналогию между евромайданом и украинским подпольным движением времен Второй мировой войны.

»Украине нужна диктатура. Иногда это приводит к очень позитивным последствиям»

Украинское движение тогда представляли мельникивцы и бандеровцы. Первые были опытными. Они знали, что сражаются с двумя империями и не смогут победить, поэтому быстро сдались. А бандеровцы были моложе и этого не понимали. Они воевали до пятьдесят шестого года без всякой внешней помощи. Они создали эпоху, а не мельникивцы.

Сейчас тоже есть «мудрые» политики — Кличко, Турчинов, Яценюк, Порошенко. Однако революцию сделали не они, а молодежь. Именно молодежь напишет нашу новейшую историю, а не те «мудрые» балаболы.

Дмитрий Костюк


Михаил Радуцкий Наша цель — страховая медицина уже через 2 года

Иван Мирошниченко: «Украина может до 2050 года войти в топ-20 стран мира и стать примером новейшего успеха»

Важное о Василии Зазуляке – кандидате в народные депутаты от Черновцов

Анна Пуртова о том, как помочь малому и среднему бизнесу и воспитать поколение счастливых украинцев

Борис Тодуров: «Своєю бездіяльністю МОЗ вбило більше людей ніж гине на східному фронті. Грантові кошти витрачаються на флешмоби»

Юрий Романенко: Зеленский – это форточка больших перемен

Президент Ассоциации налогоплательщиков Украины: Время запрягать закончилось

Алексей Новиков о борьбе с прокуратурой, лжи полиции и давлении на киевлян

Татьяна Бахтеева: команду МОЗ нужно срочно менять на украинскую, добросовестную, профессиональную

Сломать систему

Тарас Костанчук: люди ожидают того, кто наведет порядок

Матиос: Государственное бюро военной юстиции — правовой буфер между миротворческим контингентом и населением бывшего ОРДЛО

Рафис Кашапов: аннексировав Крым, Путин подавился

Эдуард Юрченко о дружинниках, праве на силу и предвыборных амбициях

Павел Лисянский о жизни в серой зоне и смотрящих Донбасса

Возвращение активов коррупционеров: Запад не хочет, Украина не может

Борис Захаров: ФСБ нужно выполнять план — вот они и хватают украинцев

Сергей Герасимчук об атмосфере обреченности в Молдове и жесткой линии венгерской власти

Медицинская реформа: о деньгах, закрытии больниц и государственном финансировании

Показать еще