Мозги на продажу: сколько стоят украинские программисты в мире
«Сейчас все рвутся стать программистами. Но для этого не обязательно оканчивать факультет программирования. У нас замечательных программистов готовят Киевский и Львовский политехнические институты, университет Шевченко. Но среди программистов много таких, которые учились на юристов, менеджеров, математиков. Я окончил педагогический институт. Главное — хотеть учиться. Можно закончить бесплатные онлайн-курсы, устроиться в IT-компанию стажером и через год-два зарабатывать наравне с другими. Главное, постоянно развиваться, а не стоять на месте», — отмечает Петр Сосницкий.
IT-специалист три года работал в американском штате Калифорния. В 2013 году вернулся в Украину.
«Зачем куда-то ехать, если и здесь неплохо платят? Не понимаю коллег, получавших в Украине три тысячи долларов, но поехавших в Штаты, поскольку там предложили пять тысяч. Мне хватило Америки. Там много денег уходит на аренду жилья. Кому-то Штаты нравятся, а я решил вернуться. Не мое это. Я скучал по Киеву. Сейчас многие программисты бегут из Москвы. У них зарплаты привязаны к рублю», — рассказывает он.
Друзья Петра Сосницкого работают программистами в Канаде, Израиле, Германии, Англии и Японии.
«Бывший напарник пять лет живет в Берлине. До сих пор снимает квартиру. Когда въехал, там не было ни стола, ни кровати. Жилье сдается без мебели и техники. Ее можно покупать либо также брать в аренду», — делится подробностями украинец.
Захватить интернет, а затем мосты: пять ошибок турецких путчистовПо мнению Сосницкого, программисты возвращаются в Украину, так как за рубежом треть заработной платы отдают на налоги. Уверяет, что сейчас гораздо выгоднее работать на американские компании в Украине.
«Здесь программисты работают «в тени». Получают, возможно, чуть меньше, зато не расстаются с семьей и детьми. За три-четыре года можно заработать на квартиру. Кто-то всю жизнь работает на другие компании. Я рискнул и открыл собственную компанию. Пишем игры для заказчиков в США», — говорит он.
Рассказывает секреты успешного трудоустройства в IT-бизнесе.
«Хорошо работать на одну компанию, а не бегать с одной на другую. Зарплаты повышают каждые полгода. Я начинал с 100 долларов. Через пять месяцев начали платить 500. После года стал получать одну тысячу. Через полгода — предложили две тысячи долларов. В IT-компаниях для работников создают идеальные условия труда. Есть комнаты для отдыха, хорошие медицинские страховки, бесплатные абонементы в бассейн, спортзал и массажный салон, корпоративные вечеринки», — рассказывает Петр.
Чтобы получать хорошую зарплату, IT-специалист советует правильно подавать себя во время собеседования.
«Во всех компаниях на собеседовании спрашивают, сколько хотите получать. Если вас переманивают другие работодатели, то просите зарплату вдвое выше, чем имели до этого. Без опыта работы трудоустроиться сложно. Вам могут предложить несколько уровней тестов, два-три собеседования по «Скайпу» и вживую. Готовьтесь рассылать резюме от двух месяцев до года. Ставку предлагают в долларах. Зарплату выплачивают в гривнах по курсу Нацбанка», — уточняет Сосницкий.
Доходы программистов многим в Украине кажутся космическими. Почему же тогда украинские IT-компании бешеным темпом бегут из Украины?
«Хорошие программисты не сидят в Украине, потому что здесь сложно строить IT-бизнес. Палки в колеса вставляют со всех сторон. Самый большой отток программистов наблюдаем после начала АТО», — добавляет программист Александр Кулыгин, который уже два года живет и работает в Варшаве.
По словам Кулыгина, программисты уезжают за границу, поскольку сейчас государство хочет лишить их упрощенной схемы налогообложения.
Сродни алкозависимости: зависание в соцсети может довести подростка до самоубийства«То есть налоги для «айтишников» могут возрасти с 500 гривен до 3-4 тысяч. Но проблема не только в налогах. Нередки случаи рейдерских атак на офисы IT-компаний, изъятие у них серверов без оснований со стороны правоохранительных органов, проведение обысков, больше напоминающие маски-шоу. Я пережил один такой в 2014 году. Без объяснения люди в форме сначала всех повалили на пол. Затем по одному разрешили вставать. Отбирали телефоны и заводили в другую комнату. Рылись в наших документах, забрали серверы и компьютеры. Те иностранные компании, которые открыли в Украине свои представительства, не готовы к таким правилам игры. Они шокированы от взяток и поборов, от принципов «отжать-шантажировать-прессовать», — жалуется топ-программист.
Александр Кулыгин призывает власть освобождать айтишников от налогов на 3-5 лет.
«Налоговые льготы программистам дают в Белоруссии, Словакии, Румынии. Это поможет остановить отток мозгов за границу. Наших программистов переманивают в Чехию, Польшу, Германию, Болгарию и Канаду. Конечно, причины переезда у каждого свои. У кого-то компания переехала. Деваться было некуда, потому что терять хорошую работу никто не хочет. Есть и такие, кто убегает от армейского призыва в Украине, поскольку у нас сейчас фактически война. Кто-то пытается таким образом вывести за границу свою семью. Лишь бы подальше от войны», — говорит IT-технолог.
По подсчетам Александра, Украину за год покидают до шести тысяч программистов.
«За 5 лет имеем 30 тысяч. Кто же тогда пополнит наш бюджет и даст новые рабочие места? Похоже, что власть не понимает, что страна теряет мозги. И эти потери мы будем испытывать не год, даже не десять. Программисты выезжают семьями. За рубежом они родят своих мудрых детей, которые останутся учиться и жить там. Мы теряем целые династии программистов. Талантливая молодежь после этого будет работать на другую страну», — отмечает он.
Однако развитие современной экономики невозможно без мощного развития IT-сферы. А значит, отпуская высококлассных специалистов за границу, Украина теряет перспективы и будущее.
«Как мы хотим развивать аграрный и строительный сектор, создавать бронетранспортеры и беспилотники без программистов? Как мы собрались выигрывать войну без новейших технологий и разработок? Время президенту, правительству, парламенту задуматься над проблемой, которая обострится в ближайшие пять лет. Нам надо экспортировать программы, а не отпускать по миру своих программистов. Думаете, мне хотелось ехать на работу в Польшу? Да никуда я бы не убегал из Украины, если бы здесь дали нормально работать», — говорит программист.
Все на карту: кому выгодна легализация игорного бизнеса в УкраинеСогласно наблюдениям Александра Кулыгина, больше всего программистов дают Киев, Харьков, Днепр, Львов и Одесса. Доходы зависят от языка программирования (C++, Java, Delphi, PHP и другие), опыта работы, знания английского и компании, в которой работает разработчик.
Как писала Politeka ранее, Германия ускоряет программы обучения беженцев. Им в Германии найти работу непросто из-за незнания языка и отсутствия должной квалификации. Например, компания Mercedes начала эксперимент по обучению беженцев немецкому языку и навыкам работы на предприятии. Некоторые фирмы обучают беженцев основам программирования.
Яна Романюк