Крестный ход УПЦ МП только поможет украинской автокефалии
— Зачем УПЦ МП именно сейчас затеяла масштабный «крестный ход» в Украине?
— Это один из элементов новой кремлёвской тактики – расшатывать Украину руками ее же «пятой колонны». Сама по себе эта тактика, конечно, не нова — но сегодня это единственное, что у Кремля осталось в арсенале. Поэтому в бой брошены сразу все «друзья России». В первую очередь, УПЦ МП и православные украинские олигархи. Если митрополит Владимир старался проводить самостоятельную церковную политику, то нынешний предстоятель Онуфрий – просто «гауляйтер», готовый выполнить любой приказ Москвы.
Хочу подчеркнуть, что считать «пятой колонной» всех прихожан УПЦ МП в корне неправильно. Часть людей лояльны вовсе не московскому начальству, а своему приходу и батюшке. Не секрет, что многие из них явочным порядком перестали поминать в богослужении Кирилла. А номинальная принадлежность к Московскому патриархату зачастую вообще никак не влияет на приходскую жизнь. Даже среди архиереев и других представителей высшей церковной бюрократии УПЦ МП хватает проукраински настроенных диссидентов.
Но сам предстоятель и правящие архиереи крупнейших регионов – абсолютная «пятая колонна». А пресловутый крестный ход – явная спецоперация в интересах Москвы. В лучшем случае, его цель — пропаганда «кремлёвской версии» войны на Донбассе как «гражданского конфликта», в котором Москва выступает в роли якобы миротворца. В худшем случае, богомольцев используют как «пушечное мясо». И у них впереди — заказные атаки ряженных «бандеровцев».
Техническую поддержку мероприятию оказывают украинский бизнес, ориентированный на Москву. В связи с крестным ходом, в частности, упоминают Вилкула и Новинского.
Невыносимое унижение: почему Московский патриархат отказался от участия во Вселенском СобореОтдельное шоу было устроено на Валааме, куда после девятидневного отсутствия явился Путин в черном жилете. И там же, «случайно» оказался руководитель предприятия «Мотор-Сич» Вячеслав Богуслаев в сопровождении целой делегации украинских паломников. Было много красивых слов о «нашей общей вере», о «цивилизационной общности». И оказалось, что на далёком острове, не имеющем ни малейшего отношения к Украине, ставят два нелепых истукана, изготовление которых оплачены украинскими деньгами.
То, что в мероприятии прямо и косвенно участвовали патриарх и президент, — свидетельствует о том, насколько для Кремля это сегодня важно имитировать «дружбу между нашими братскими народами». Это единственный способ выбраться из «украинского капкана», хотя бы частично сохранив лицо. Легенда нехитрая: «У наших братьев была беда. Мы помогли. Нам за это благодарны. Теперь, слава Богу, жизнь у них налаживается…»
— Кого еще в Украине, по вашему мнению, можно отнести к «пятой колоне» России?
— Я считаю, что естественным союзником Москвы являются безответственные политики-популисты, стремящиеся нанести урон президенту и правительству. И тут не нужна никакая конспирология, не надо доказывать наличие сговора и материальной заинтересованности. Дипломатическая и информационная поддержка со стороны Москвы им гарантирована в любом случае. И чем больший ущерб их деятельность наносит руководству Украины, тем эта поддержка масштабнее.
Скажем, Дмитрий Ярош во время боев в Дебальцево зимой прошлого года несколько недель подряд был главной звездой российских СМИ. Они яростно тиражировали каждое его слово: про то, что «правосеки» не будут выполнять приказы командования АТО. На него постоянно ссылался МИД РФ в своих официальных заявлениях, постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин и даже Путин с Медведевым… В общем, не было у России на тот момент большего друга, чем Дмитрий Ярош. Согласовывал он свои заявления с Москвой или нет – не знаю. Но, в любом случае, они идеально соответствовали ее пожеланиям.
»Ярош должен был быть на месте Карпюка. Но его выманить в Россию не получилось»Сегодня то же самое я бы сказал про Надежду Савченко, про Юлию Тимошенко, про Олега Ляшко, про журналистов, которые попали в парламент в составе президентской партии, а теперь «фигвамы рисуют».
— Ну, если следовать вашей конспирологической логике, то любая оппозиция «работает на руку Кремлю».
— В Тернополе сейчас проходит совместное российско-украинское мероприятие, на котором журналисты двух стран, как они выражаются, «наводят мосты». А в Киеве на днях состоялась пышная презентация списка «друзей Украины». Об этом написали все российские СМИ, как о событии огромной важности. В списке этом, кроме привычных уже «оппозиционных звёзд» можно найти, например, Ксению Собчак. И даже Олега Кашина!
Кашин – прекрасный журналист! Но в Украине он известен, исключительно как обозреватель сайта «Спутник и погром», воспевавший «возвращение Крыма», «Русскую весну» и лично «полководца Стрелкова». Его попадание в список «друзей Украины» — это не косяк и не курьёз. Это «визитная карточка» заказчика всей этой кампании.
— Часть людей туда могли попасть не по злому умыслу, а по наивности?
— Ну, не Кашин же?! Есть публицисты, которые вот уже третий год методично мотыжат «украинскую делянку» — Шендерович, Илларионов, Пионтковский, Слава Рабинович. Их имена на слуху, они постоянно присутствуют разных списках – и в хвалебных, и в расстрельных.
Кашин же, в отличие от них, профессионал. Если он где-то появляется, значит, ему там предложили работу. Он так и в Крыму оказался в своё время – не идейно, а по службе. Теперь, похоже, его командируют в Киев.
— В чем причина нынешней активизации пропаганды Кремля?
— А что им еще остаётся? После саммита НАТО в Варшаве возникла новая реальность, в которой Кремль практически полностью лишен пространства для манёвра.
Время уговоров прошло: НАТО готовит ответ КремлюВо-первых, ставка на миролюбие Запада оказалась бита. Сейчас уже можно не сомневаться в том, что, при определенных условиях, НАТО может пойти на прямое военное участие. Для России это катастрофа, потому что делает невозможным блеф и шантаж.
Во-вторых, диалог с Москвой полностью свёрнут. Никаких консультаций до Варшавского саммита не было, а все попытки Москвы их навязать были блокированы. При этом, решения принятые в Варшаве – это грубое вторжение в сферы, в которых Россия годами была камнем преткновения. Расширение НАТО, система ПРО в Восточной Европа, размещение воинских частей вблизи границы России – эти вопросы без учета мнения Москвы раньше не могли быть решены. И вот ее ни о чем даже не спрашивают!
А центральное место, которое на саммите отвели Украине – это, вообще, «контрольный выстрел в затылок». Самое страшное для Москвы – непонимание того, чего ожидать от Запада дальше. Где пределы «безопасной наглости», а где последует асимметричный ответ?
— Но госсекретарь США Джон Керри побывал в Москве на переговорах, где говорили про Сирию и Украину.
— Керри возглавляет внешнеполитическое ведомство США. Он не принимает политических решений на высшем уровне. Он — чиновник. Когда Путин встречается с Обамой, то они могут о чем-то договориться. Так было, например, в Нью-Йорке в сентябре прошлого года, когда Москва получила добро на военное присутствие в Сирии. Керри не может самостоятельно решить такой вопрос. И Керри, и Нуланд лишь информирует российскую сторону о политических решениях, задают вопросы и получает ответы.
— Россия может пойти на Мариуполь, Волноваху или Бахмут?
— Определенное обострение на линии разделения возможно. Это, в общем-то, происходит постоянно. Но операции масштаба соизмеримого, например, с боями вокруг Дебальцево, полностью исключены. Не говоря уже о Мариуполе! Операции такого уровня могут проводить только регулярные части ВС РФ. В этом случае неизбежны огромные жертвы и разрушения. Зачем это нужно Москве – совершенно непонятно.
»Мы должны объединиться от Балтийского моря до Каспийского. Создать пояс противостояния Кремлю»Так что, скорее всего, на Донбассе еще какое-то время будет продолжаться то же, что и сейчас – обстрелы и вылазки ДРГ. Цель – обеспечить украинцам потери. Пусть небольшие, но постоянные. Чтобы «пятая колонна», ссылаясь на них, требовала от Порошенко «остановить войну» и сесть за стол переговоров с Захарченко и Плотницким.
— А что будет делать Путин?
— А Путин их будет «мирить». Под одобрительные возгласы журналистов, общественников и звон колоколов.
— Раз уж мы опять вспомнили о колоколах… Как вы оцениваете итоги Всеправославного Собора? Украинской автокефалии — быть?
— Безусловно! Собственно, первый шаг уже сделан: Собор состоялся, обращение Верховной Рады Украины принято Константинопольским патриархом к рассмотрению. РПЦ так и не смогла сорвать мероприятие. Неучастие в нем четырех церквей не стало для Собора фатальным, зато РПЦ заняла крайне уязвимую позицию, получив совершенно обоснованные обвинения в «государствопоклонничестве».
С точки зрения церковного права автономия или автокефалия для Украинской Церкви — вопрос очень простой. Единственным препятствием до последнего времени была позиция Москвы. У Константинополя не было достаточной политической воли, чтобы ради решения этого вопроса пойти с РПЦ на конфликт. Сейчас для этого есть всё: и воля, и авторитет, и, самое главное, можно не бояться конфликта с Москвой – всё равно хуже уже не будет.
Следующие шаги по оформлению украинской церковной независимости будут сделаны уже в самое ближайшее время. В итоге, потом под Константинопольский омофор перейдёт львиная доля православных приходов страны. А те немногие, которые сохранят верность Москве, скорее всего, просто станут зарубежными приходами РПЦ МП, которые у нее есть по всему миру. Причём нынешнее провокационное поведение священноначалия УПЦ МП и части прихожан этому процессу только поможет.
Эффективная санация всегда начинается с провокации – зараза должна сначала выйти наружу. Сейчас в Украине происходит именно это.
Александр Куриленко