Криминальные анклавы
Судя по всему, это такая забавная игра. Почти национальная. Государство в лице отраслевых уполномоченных лиц (вполне себе конкретных — с ФИО, кабинетами, официальными должностями) само формирует небольшие (поначалу) криминальные индустрии.
Пишет логистику, формирует каналы поставки/сбыта, разрабатывает схему теневых платежей, уполномочивает фирмы-посредники, обеспечивает прикрытие на любом уровне, составляет списки обязательных «карманных» и «кабинетных» платежей. Потом, достигнув промышленно-массового уровня, добавляет на столичные улицы наглые борды с рекламой «серой услуги» и прочие инет-СММы.
Вокруг этой индустрии постепенно формируется торгово-рекламная сеть, обслуживающий персонал и, естественно, мощная управленческая структура. Из очень солидных и авторитетных людей.
В какой-то момент серая еще вчера «индустрия» не хочет уже быть чисто теневой и зависеть от выплаты неформальных взяточных платежей первому встречному проверяющему. Индустрия хочет легализоваться. При этом она имеет огромную социальную базу (владельцев авто), мощных транзитно-контрабандных лоббистов, а также немалые средства на организацию протестов и рекламных кампаний.
Все это, разумеется, касается не только рынка авторастаможки. Сейчас у нас много подобных «криминальных индустрий», уютно живущих вне государства и имеющих влиятельных смотрящих в ранге министров.
Криминальная «индустрия» по вырубке и экспорту леса-кругляка. Янтарная индустрия. Фармацевтическая серая индустрия. И т.д.
При известном министерстве вообще создан уникальный «бизнес» по массовому отъему даже не земельных паев, но готовых урожаев.
А Киевсовет, к примеру, с нуля построил себе суперприбыльный «бизнес» – ребята штампуют разрешения на создание скверов там, где потенциально уже идут переговоры о застройке. И таким образом получают блестящую возможность осмысленно «доить» застройщика. Вместе с возмущенными местными жителями. Сами застройщики, разумеется, тоже не бесплатно получают разрешения строить где попало.
У нас нынче явно проходит чемпионат по придумыванию подобных индустрий. Государство же равнодушно хихикает и собирает взятки. До определенного уровня развития анклава.
Но в какой-то момент оно теряет возможность решить проблему, и тогда начинается самое главное: выход из тени, перекрытие улиц, шантаж самого государства. И постепенно государство отползает в сторону — оно же не будет само с собой воевать, являясь частью криминальных бизнесов.
Сказочный «железнодорожник»Впрочем, оно умеет хорошо имитировать решение проблем. Достаточно покричать патриотических лозунгов, провести антиконтрабандное совещание и широко разрекламировать новую суперреформу через задорных сетевых ботов. Ну, или отвлечь внимание очередным кумиром.
Михаил Подоляк, политтехнолог