Пока лишь война может нас сблизить с НАТО
Богдан Яременко, дипломат
Пару мыслей о НАТО.
На днях в Варшаве начнется саммит НАТО.
Именно поэтому, а не то, что «вот видите, поляки нас не любят», — Польша на месяц ограничила малое пограничное движение с Украиной (хотя, если подумать, то почему и за что поляки должны нас любить?). Сейчас лишней безопасности не бывает.
Если кратко — на этом саммите в НАТО Украину не примут.
Причин несколько:
— Украина не просится в Альянс (даже в законодательстве не определила такой цели — вступление в НАТО)
— Украина не внедрила во всех сферах общественной жизни принципы и ценности, которые разделяют страны НАТО, а потому не может вызвать доверие членов этого блока. Кроме того, наши судебная и правовая система не реформированы; есть проблемы с борьбой с коррупцией; и стабильностью демократической системы.
— В Украине нет экономики. И здесь вопрос не в стандартах ЕС, а в реальном состоянии развития производственной, финансовой базы, уровне жизни населения.
А война? А война здесь ни к чему. Война именно и является тем основанием, которое может серьезно сблизить нас с НАТО.
Во-первых, война — это необходимость модернизации Вооруженных сил. А если их и менять, то, конечно же, не под стандарты страны-агрессора. Во-вторых, война — это практический опыт, которого нет в НАТО, а значит, интерес стран-НАТО активно здесь присутствовать. В-третьих, война — это угроза, которую тоже чувствуют по отношению к себе некоторые члены Альянса. То есть — это возможность втягивать их в определенные виды сотрудничества, которое впоследствии пригодится как в укреплении нашего оборонного сектора, так и в целом для вступления в НАТО.
О чем идет речь?
Ну, вот уже существующая украинская-польско-литовская бригада. Заявленная украинского-румынско-болгарская бригада. А стоит еще подумать об украинско-молдавско-румынской бригаде. И именно в контексте локализации угрозы Приднестровья.
Стоит также подумать об украинско-румынско-турецком военно-морском кластере — как попытке подвинуть немного Россию в Черном море. Которое, к сожалению, после оккупации Крыма превращается во внутренний российский ставок.
Действительно искренние друзья Украины среди стран Альянса предупреждают: не давите сейчас на вопрос членства Украины в НАТО (хотя кто на это давит, кроме пары общественных организаций в Украине, я, честное слово, не знаю? Президент, Кабмин и Верховная Рада точно не давят).
Если давлением считать попытки прописать в документах предстоящего саммита упоминания о решении Бухарестского саммита НАТО, где нам было обещано перспективу членства, — то это не может вызвать ничего, кроме улыбки. Реальная эффективность или угроза для НАТО «давления» Украины — вполне сопоставима с глубоким беспокойством со стороны НАТО вооруженной агрессией РФ в Крыму в 2014 году.
Нам советуют: во взаимоотношениях с НАТО необходимо сосредоточиться на месседжах о том, что нам удалось в вопросах внутреннего реформирования. Это аксиома. К этому нужно привыкнуть. Ни в отношениях с МВФ, ни с ЕС, ни НАТО мы уже больше никогда не получим ничего авансом. Сначала показываем, что мы умеем, можем, уже сделали — а дальше осторожно, но уверенно говорим о какой-либо помощи.
Впрочем, выстроенная по этому принципу «стратегическая коммуникация» с НАТО — это недопустимое упрощение. В среднесрочной перспективе мы должны не только отчитываться перед Альянсом о достижениях, но и приучить аналитическое и правительственное мнение соответствующих стран к двум простым месседжам.
1) Без решения диллемы безопасности Украины общеевропейская безопасность — штука недостижимая
2) Единственный очевидный способ решения этой дилеммы — это наше членство в НАТО. Поэтому давайте говорить хотя бы о гипотетических условиях и обстоятельствах членства Украины, а не о том — возможно это или нет.
Саммит НАТО обещает быть интересным. Убежден, что мы получим подтверждение того, что Запад не только полностью осознал угрозу со стороны России, но и очень предметно готовится к ее локализации.
»Мы должны объединиться от Балтийского моря до Каспийского. Создать пояс противостояния Кремлю»Украинский вопрос, к сожалению, далеко не единственный острый для НАТО. Ведь российские провокации происходят на очень широкой дуге — от Аляски до Северного полюса, далее — через Северное море к Балтике, через Приднестровье — на Донбасс, в Крым, и до Грузии с Сирией.
А почему государство, имеющее несравнимо меньше всех видов ресурсов, чем страны НАТО, способно навязывать им свою игру, — над этим Западу еще предстоит подумать.
А мы должны Альянсу в этом помочь.