Андрей Павловский о земельном референдуме, пенсии в 63 года и олигархическом консенсусе (видео)
— Вы дважды были депутатом от всеукраинского объединения «Батькивщина». Вы можете охарактеризовать Юлию Владимировну, какая она в жизни, не на экране?
— В жизни она такая же, какой мы ее видим на телевидении. Просто, можно сказать, более теплая, дружеская с членами своей команды.
— К чему сегодня идет ВО «Батькивщина»? К чему призывает Тимошенко внутри вашего объединения?
— Призывает к спасению Украины — Родины в широком смысле этого слова. Ведь происходящие процессы могут привести к потере государственности: война на Востоке, тяжелый экономический кризис, бестолковые действия нынешних «реформаторов».
— Как будете спасать?
— Недавно состоялось собрание инициативной группы, где решили начать подготовку к проведению всеукраинского референдума относительно продажи украинской земли. Узнаем мнение людей, хотят ли они распродажи земли.
— К вам еще присоединилась Ассоциация фермеров и частных землевладельцев Украины?
С мораторием или с ограничениями: как должен работать рынок земли— Да, во главе с Иваном Томичем. ВО «Свобода» также поддержало подготовку проведения референдума.
— В 2008 году Юлия Владимировна инициировала законопроект о свободном рынке украинских земель, который был упомянут в Меморандуме с МВФ от 31 октября 2008 года. Почему тогда не ставили вопрос и не говорили о референдуме?
— Тогда к полной продаже земли на бесконтрольном рынке стремились политические силы Януковича и Ющенко. Поэтому правительство предложило, чтобы такой рынок существовал, однако был ограничен государством и контролируем государством. Если у фермера было бы желание продать землю, то он продавал бы ее в государственный земельный банк.
А то, что сейчас предлагают, — совсем не то же самое. Фактически позволят иностранцам и остальным покупать нашу землю.
— Но в том законопроекте тоже могли позволить продавать иностранцам и не гражданам Украины?
— Разница в том, что это бы контролировалось украинским правительством. А пока мы этого права лишаемся. Поэтому нужен референдум — узнать волеизъявление людей. Миф, что рынок совершенно свободен от государства. Любой экономист скажет, что все рынки регулируются государством, в первую очередь, земельные рынки.
Например, в США есть продажа земли, но не так, что сельхозземлю можно продать под любые нужды. Если она предназначена для обработки, так в дальнейшем и будет при продаже. Если есть иная цель — спрашивайте власти штата разрешения на это и тому подобное.
В частности, в Канаде, рыночном государстве, 92% сельскохозяйственной земли принадлежит государству. Агрохолдинги, фермеры арендуют землю.
— И этот опыт защитит украинских фермеров?
— Безусловно. Именно «Батькивщина» подчеркивает, что надо использовать положительный опыт нашего западного соседа — Польши, где сейчас успешно работают 2,5 млн семейных фермерских хозяйств. В Украине — менее 40 тысяч. И большинство яблок в нашей стране привезены из Польши.
Что меня лично поразило больше всего: полякам, у которых в 3-4 раза больше зарплаты, нежели у нас, пообедать в кафе стоит в три раза дешевле, чем в Киеве. В качестве примера возьмем капусту, которая в три раза дешевле, чем в Украине. И чем это можно объяснить?
— Недавно на своей Facebook-странице вы написали «Печерский суд Киева приговорил отца четырех детей к 2,4 году лишения свободы за то, что он воровал шоколадки Roshen из магазина. Украл шоколадку — в тюрьму. Украл миллиарды — в Верховную Раду». Вы настолько разочаровались в политике и политиках?
— Я разочарован, как и каждый из наших граждан, в украинском правосудии. Голодного ребенка, который украл шоколадку Roshen, отправляют сразу в колонию. Когда известный олигарх из государственного бюджета крадет миллиарды — его приглашают избираться в Верховную Раду, а то и больше — в президенты.
Наказание за преступление должно быть сопоставимо вине. В частности, отец, укравший сладости, цена которых 250 грн, должен отбыть 2,4 года тюрьмы.
— Когда уже осудят кого-то из власть имущих? Это вообще возможно?
— При нынешней власти никто не окажется за решеткой. Они получили власть на кулуарных договорняках. Не случайно Петр Алексеевич ездил в Вену договариваться с Фирташем, далее с Коломойским и тому подобное. Пока имеем олигархический консенсус между крупнейшими олигархами, которые назначают нам президентов, министров и тому подобное.
— Но появились независимые органы — НАБУ, НАПК, САП…
— Да, они существуют. Но эффекта от их деятельности мы не видим. Кого-то схватили, отвезли в суд, потом выпустили. Только наблюдаем процесс. Результата нет.
— Руководители этих ведомств подчеркивают, что им всего лишь не хватает Антикоррупционного суда. Если его создадут — остальные органы должным образом заработают.
— Мы на содержание только НАБУ ежегодно выделяем по 1 млрд грн. Большая структура, более 500 следователей. Они должны были бы уже показать хоть какой-то результат. Если бы нормально работала Генпрокуратура, то не было бы нужды в остальных дополнительных структурах.
— Владимир Гройсман пообещал с осени, что более 5 млн пенсионеров повысят пенсии. Откуда, из каких средств?
Пенсионная реформа: какое будущее правительство готовит украинцам— Под разговорами о якобы осовременивании пенсий в октябре этого года правительство на самом деле хочет протянуть так называемую пенсионную реформу, которая сведется к значительному увеличению минимального страхового стажа для выхода на пенсию. И раньше 63 лет на пенсию не выйдешь.
Другой пункт этой реформы — максимальное ограничение выхода людей на досрочную или льготную пенсию.
При разработке очередного меморандума с МВФ, правительство брало на себя обязательство максимально ограничить количество людей, претендующих на пенсионные выплаты.
МВФ указывает на проблемы — правительства стран ищут пути решения. Наше правительство хочет решить проблему путем сокращения пенсионеров, а не путем детенизации экономики. Проблема не в количестве пенсионеров, а в увеличении поступлений в Пенсионный фонд. У нас есть практически 20 млн человек трудоспособного возраста, а взносы в ПФ платят 11 млн человек. Куда делась половина, господин Гройсман как-то задуматься не хочет.
— А какой должен быть оптимальный возраст выхода на пенсию?
— Учитывая наименьшую продолжительность жизни на европейском континенте — 60 лет и для мужчин, и для женщин. Не хочу обижать женщин, но по статистике они на 10-15 лет живут дольше мужчин.
— Вы удовлетворены повышением минимальной зарплаты до 3200 грн?
— Сам факт ее повышения после трех лет заморозки, с одной стороны, популизм. С другой стороны — положительный шаг, разморозили социальные стандарты. Правительство поступило хитро тем, что отвязало базовый социальный стандарт «прожиточный минимум» от «минимальной зарплаты», соответственно 1600 грн и 3200 грн. Обман и манипуляция правительства в том, что расчеты исходят от 1600 грн. Состоялось полное нивелирование квалификации рабочих. Например, у врача и уборщицы сейчас равные зарплаты .
— Цены и тарифы также выросли. Связано ли это с повышением «минималки»?
— Я видел надпись в пригородной маршрутке «стоимость повышена, поскольку повышена минимальная заработная плата». И так далее.
— Вы писали в Facebook, что власть олигархов собирается отменить с 2018 года выплату пособия по уходу за ребенком. Это на самом деле так?
— Это утечка информации из Министерства финансов. Обсуждались бюджетные расходы на предстоящие три года. В протоколах увидели вопросы бюджетных расходов на социальную сферу, в частности в разделе «Расходы на содержание ребенка до трех лет» на 2017 год выделены 221 млн грн, на 2018 год — 0 грн.
Правительство, очевидно, решило сэкономить на помощи по уходу за ребенком. Скорее всего, в проекте бюджета на следующий год таких средств не предусмотрено.
— Что нам готовит новый Трудовой кодекс?
Карл Волох о тяжелой теме для Суда ООН и успехе люстрации (видео)— Сужение прав работающих граждан и расширение прав работодателей. У Международной организации труда было 59 серьезных замечаний. Людмила Денисова, возглавляющая Комитет социальной политики, 22 замечания проигнорировала. Они касаются дискриминации прав женщин, несовершеннолетних, что труд не является товаром и тому подобное. Фактически есть Кодекс с полной властью работодателя, более того — с отдельными нормативными актами предприятия. Это противоречит Конституции Украины.
— Насколько реально, что Кодекс в такой дискриминационной редакции примут?
— Вероятность большая, судя по авторам — Гройсман, Денисова, Папиев — принадлежащим к различным фракциям, поэтому могут получить 226 голосов.
— А будут ли реагировать профсоюзы?
— Профсоюзы, к сожалению, разделились. Есть некоторые еще с советских времен, которые «заглядывают в рот» работодателю-владельцу. Независимые профсоюзы у нас только зарождаются. Они выступают резко против, напоминают о неучтенных замечаниях Международной организации труда.
В Кодексе о труде есть прямое грубое нарушение статьи 22 Конституции Украины о том, что, при принятии новых законов либо внесении изменений в действующие законы, не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Например, будут существенно расширены и упрощены основания для увольнения.
— Почему пропускают этот законопроект? Кому он выгоден?
— Лоббируют проект олигархические кланы, большой капитал, который больше всего представлен во фракции БПП, «Народном фронте» и в «Оппоблоке». Именно в них крупнейшие работодатели Украины.