Николай Маломуж о российском следе в отравлении экс-шпиона и мести Путину
Российский след
Отравление российского экс-шпиона Сергея Скрипаля и его дочери — резонансное событие. Даже министр иностранных дел Великобритании уже четко заявил, что это дело рук Российской Федерации. Если в процессе следствия это будет доказано, то, разумеется, ухудшатся отношения Москвы и Лондона. Соответственно, будет применение всех видов санкций, даже неучастие в международных чемпионатах и тому подобное.
Это только одна из версий, она политическая. Понятно, что идет конфронтация. Россия заявила о своих новых геополитических интересах и о возможности использования новейшего вооружения 5-го и 6-го поколения. Это гиперядерное оружие, которое может создать для мира огромные проблемы. Такие заявления накладывают отпечаток на то, как оценивают ситуацию в отношении российских действий и российского лидера все руководители мира. В США, Великобритании, Берлине однозначно звучит позиция, что Россия является агрессором и она может применить силу не только в Украине и Сирии, но и в других регионах.
Специальные операции определяются как свойственные России. Их проводят как в отношении иностранных граждан, так и относительно своих бывших представителей спецслужб. Это особенно чувствительная сфера. У российского руководства и спецслужб: Служба внешней разведки РФ, Главное управление разведки Министерства обороны России — есть свой этикет и свои правила, что предателей не прощают. В течение определенного времени, это может быть три года, а может и десять, они проводят операции против них, вплоть до уничтожения. Поэтому эта первая версия имеет право на жизнь. Но, вероятнее всего, она не основная.
Месть Путину
Классическое правило: нужно спросить, кому это выгодно. В этой ситуации Путину не было выгодно раскручивать такой сценарий за несколько дней до выборов. Он четко знал, что получит чрезвычайно мощное осуждение со стороны не только Британии, но и Европы, США и других стран мира. Поэтому имеют право на жизнь и другие версии, которые утверждают, что отравление Скрипаля — дело противников Путина, деятельность которых он, так сказать, укоротил. Прежде всего это миллиардеры, которые находятся сегодня за рубежом. По нашей информации, они однозначно хотели отомстить российскому президенту. Сейчас прекрасное время для этого — период выборов.
Есть чувствительные объекты. Скрипаль, который был сотрудником и предал, как они считают, может быть объектом для такой операции. Это точно дискредитирует Россию и Путина. Эту версию озвучили коллеги из МИ-5 и МИ-6, это контрразведка и разведка Великобритании. Они собирают Совет безопасности: представительство спецслужб, разведки, контрразведки, радио-контрразведки и некоторых других правоохранительных органов — для принятия модели действий относительно этого отравления.
Борис Тизенгаузен о политическом шоу Путина и российской псевдооппозицииТретья версия — большая геополитическая игра. Некоторые спецслужбы стран мира могут проводить такую спецоперацию в отношении этого человека. Скрипаль это не Литвиненко, который сбежал, сдал, которого нужно вылавливать, мстить ему и т. д. Его задержали в России, он дал показания, отсидел в РФ, его обменяли. Это фактически отработанный материал. Его можно достать в Великобритании, но нет смысла: он неинтересен. Если бы они хотели его убить – сделали бы это еще в России или в другой период.
Также не исключаем третьи силы: спецслужбы иностранных государств и неофициальные структуры. Даже россияне могли нанять для выполнения структуры, которые занимаются частными мерами, например частные военные. Бывшие спецслужащие создают частные структуры, которые выполняют различные операции. Некоторые из них занимаются и проведением террористических актов. Это дело следствия. Только факты четко укажут на исполнителей. А вот заказчики — это проблема. Быстро их вряд ли обнаружат.
Бытовой конфликт
При расследовании таких дел обязательно рассматриваются различные бытовые конфликты, даже бизнесовые. Представьте, что Скрипаль занимался еще каким-то бизнесом, началась конкуренция с россиянами или иностранцами, которые не гнушаются никакими методами. Эту версию обязательно нужно рассматривать. Может быть межличностный конфликт между представителями разных семей. Также не исключаем сугубо личный конфликт на фоне любви. Из мировой практики знаю, что много преступлений, которые сначала квалифицировались как большие покушения, имели совсем другие причины: либо бизнес-интересы, либо не поделили деньги, сферы влияния или женщину, если говорим о мужчинах.
Знаю лично руководителя МИ-5 и МИ-6, там квалифицированные сотрудники. Думаю, они проведут квалифицированное расследование. В этой ситуации, когда Скрипаль обращался в правоохранительные органы относительно возможного покушения, не среагировали ни полицейские органы, ни спецслужбы. Этот человек после высылки из России был под особым контролем и защитой государства. Это провал британских спецслужб и правоохранительных органов. Они не обеспечили его защиту и не предупредили проведение террористического акта. Глава полиции Великобритании заявил о том, что это действительно их просчет.
Журналисты пишут, что Скрипаля могли отравить очень сильными опиатами. Существует миф, что опиаты используют только спецслужбы отдельных стран, например России или Израиля. Но это не так. Государственные и частные спецслужбы используют одни и те же средства для отравления, в частности тяжелые опиаты. Поэтому это не указывает на страну.
Опиаты недешевые, их используют в специальных операциях, производят в специальных лабораториях. Поэтому только спецслужбы крупных стран или богатые люди могут позволить себе такие препараты и их применение. В этой ситуации можно примерно вычислить круг стран, которые могут их применять. Но, скажу оперативную информацию, десятки или сотни частных структур также могут использовать их. Идентифицировать можно оружие, ракету, взрывные устройства, которые изготавливают спецслужбы, но идентифицировать химические вещества чрезвычайно сложно.