Роман Бочкала о Северной Корее, ненависти к американцам и поклонении ракетам
О том, как украинцу попасть в КНДР
Существует квота, кажется, 5 тыс. человек на весь мир, которые могут посетить Северную Корею. Эта квота разбита на посольства, в том числе определенную квоту имеет посольство Северной Кореи в России, и через него проходят все близлежащие страны. Ехать было не нужно – достаточно было отправить документы по почте.
Еще один важный момент, как и на любом рынке, даже не северокорейском есть туркомпании, которые за деньги обещают решить любой вопрос. Любая квота подразумевает, что в нее кто-то попадает, а кто-то – нет. Возможно, турфирмы что-то платят, чтобы в нее попасть. Мне повезло с фирмой, она мне эту квоту выбила, и я смог туда попасть в качестве туриста. Мне пришлось написать в анкете, что я менеджер по продажам и не имею отношения к сфере медиа, потому что в качестве журналиста я не смог бы туда попасть. А если бы и смог, то по другой квоте и смог бы снимать только то, что бы мне разрешили.
Об авиасообщении
Потом нужно добраться в страну. Авиасообщение ограничено. Ввиду санкций, многие государства отказались от перелетов, поэтому попасть можно из Пекина и есть еще рейс в Малайзию.
Ядерный Ким — северокорейский хулиган повышает ставкиПлюс еще бывают рейсы из России. Еще есть поезд Пхеньян-Москва, который идет семь суток, но им имеют право пользоваться только жители Северной Кореи, которые в качестве гастарбайтеров едут в Россию.
Что меня волновало по прибытию, это как нас будут проверять и заберут ли телефон. Ведь раз уж я заявил, что турист, то не мог брать профессиональную технику. Есть практика, что телефоны в аэропорту забирают. Но у всех, кто прилетел тем рейсом, телефоны не забрали.
В огромном самолете на 200 мест было семь пассажиров. Один из Японии, один китаец, кто-то из России. Мы не контактировали друг с другом, потому что ты не знаешь с кем говоришь. Я почти уверен, что из семерых минимум двое были особистами. Еще было интересно: во время полета к каждому подсела стюардесса. Я так понимаю, что ее задача была проконтролировать, чтобы никто ничего не снимал. Просто сидела и смотрела в упор.
В аэропорту тщательнее всего проверяли книги. У меня при себе было три художественных книги. Они были предметом главного интереса. Есть закон, который запрещает ввозить любую информацию о Северной Корее и о Южной Корее.
Для меня самым большим риском было то, что я не сообщил о том, что журналист. Если бы это выяснили в аэропорту, я бы попал в тюрьму.
О слежке
Есть такой миф, что даже если ты в Северной Корее сидишь на горшке, там будет «жучок», который все слушает. Есть контроль. Я находил «жучки» в своем номере и камеры, которые следят. Это все есть. Но в основном за тобой следят те гиды, которые к тебе прикреплены.
О стране за пределами Пхеньяна
Сама Корея в комплексе поражает. Мне удалось побывать в городе Вонсан, там, где находится база военно-морских сил. Был и в том регионе, в котором как раз в то время проходили подземные ядерные испытания.
Вадим Трюхан о полемике на российском ТВ и волчьем оскале КремляТолчков я не чувствовал, но видел большое количество военных, перемещение военных сил. В отеле, который предназначен только для иностранцев, разрешают смотреть китайские каналы. Один из них – международный, на английском языке. Прочитал заголовок и понял, что испытания были в том регионе, где я находился.
Удалось побывать в сельской местности. Я просил три дня. Специально изучал идею чучхе, политику Сонгун, читал томик Ким Ир Сена, надел значок Северной Кореи. Я использовал их идеологию. Говорю: «Смотрите, великий вождь Ким Ир Сен писал, что когда он шел к власти, он, прежде всего, опирался на крестьян. Как же я могу не пообщаться с крестьянами?» Гид после этого не могла отказать.
Меня привезли в образцово-показательный колхоз. Но даже он дал ответы на многие вопросы. У них отсутствует техника, все на волах и вручную. Иногда попадались трактора, как в СССР в 50-х годах. Люди собирали рис руками. Я спросил колхозницу, почему руками, если такая продвинутая страна? Она объясняла две минуты, почему это происходит. Переводчица объяснила двумя словами: «Такая технология».
О северокорейском счастье
В Северной Корее многие люди считают себя счастливыми. Но они просто не знают другой жизни. Им каждый день рассказывают, что они живут в лучше стране в мире, что у них все прекрасно.
У них на полках нет мяса и молока, но они же не знают, что это есть в других странах. Они думают, что там еще хуже. Они ездят на старых дешевых машинах, но они не знают, что есть другие.
Сильно они не радуются. Хотя я бы сказал так: они не выражают эмоции. Но это нужно уметь, это формируется у детей до шести лет. У северных корейцев это не культивируется. Но в разговоре ты понимаешь, что они во многом счастливы.
О телевидении и кино
У них есть четыре телеканала. Там дикторы, которые похожи на советских, которые просто зачитывают различные решения партии, сводки органов власти. Там нет телевидения в нашем понимании.
Художественные фильмы есть. Причем там неплохо развита индустрия кинопроизводства. Ведь мы же понимаем, что это один из способов управления массами. Посмотрите на ту же Россию: экономика рушится, а денег на кино выделяют все больше.
О третьей мировой и милитаризме
Народные массы просто жаждут, чтобы их лидер нажал на красную кнопку. Они уверены, что выиграют эту войну и размажут американцев по стенке.
Ядерное чучхе: зачем Северная Корея шантажирует мирОни чуть ли ни просят, чтобы он это сделал. Меня это очень удивило, но это пропагандируется. Они поклоняются своим ракетам. Они стоят в виде памятников, им поклоняются, как древние народы идолам.
Корейцы считают, что у них самая сильная армия. Она действительно неплохая, одна из самых больших в мире. Если считать количество регулярных войск — у них более 3 млн человек. В Украине – 250 тыс. При том, что в КНДР население вдвое меньше.
Но вопрос не только в армии. Весь народ идеологически заряжен. Люди засыпают и просыпаются с ненавистью к Америке. Везде плакаты. У нас были антифашистские, а у них – антиамериканские. Они живут агрессией, чувством мести. Не будем забывать об их истоках. В сороковых-пятидесятых годах была Корейская война. На севере Корейского полуострова уверены, что Юг спонсировала Америка и войну развязала именно Америка. Тогда погибли 3 млн корейцев и сейчас звучит эхо той войны.
Готовность есть. Но, с другой стороны, руководство Северной Кореи должно же просчитывать риски и дальнейшие шаги. Я думаю что может быть, так это начало спецоперации по отношению к Северной Корее, напоминающей югославскую. Там были точечные удары по объектам инфраструктуры.
Это как в уличной драке: побеждает тот, кто первым ударил. Тут важно, кто первый ударит. Мне, все-таки, кажется, что первым ударит Запад по объектам инфраструктуры, чтобы не дать возможность Северной Корее нанести ядерный удар.