Как разрушали Запорожские казаки московские стены
Тяжко — тяжко жити стало,
Так, мов я читаю Історію України
Т. Г. Шевченко
Известный москвовед Лев Колодный в авторском путеводителе по городу вспоминает о боевых столкновениях возле храма Николая Явленного: «У его стен князь Дмитрий Поторский разбил польское войско Гетмана Яна Ходкевича. На этом месте москвичи спустя несколько лет разгромили казачье войско гетмана Петра Сагайдачного, на этот раз украинского, чьим именем националисты назвали большой корабль «Сагайдачный», мечтая прогнать россиян с берегов Черного моря».
Кто о чем, а «куры о просе».
Это лицемерие, заявленное после аннексии Крыма, и показывает истинные намерения московских идеологов из России.
Что на самом деле произошло в те времена?
Казацкий гетман Петр Сагайдачный происходил из православной шляхты. Предположительно родился в 1570 г. в селе Кульчицах на Самборщине, воспитанник Острожской академии. С семнадцати лет находился на Сечи и принимал активное участие в борьбе против турок.
Превратил казацкое войско в регулярную военную формацию. Под предводительством Сагайдачного казаки разрушили турецкие крепости Кафу, в г. Варны, Очакове, Перекопе (1607 г.), Синкопе, Трапезунде (1612 г.). При этом уничтожили более 10 000 турецкого войска и освободили невольников. Никогда прежде у казаков не было такой силы, как при Сагайдачном.
В 1618 г. во главе казацкого войска Петр Сагайдачный принимал участие в походе польского королевича Владислава на Москву. Двадцатилетний Владислав хотел занять царский трон, который, по мнению поляков, ему принадлежал законно. В то время Киевская Русь принадлежала Польской короне, а войско запорожское называлось «Войском его Королевской милости».
Впрочем, русский царь Михаил Федорович со своими сторонниками собрал достаточно сил – и вот осадили Польский лагерь. По просьбе польского короля Сигизмунда IV, подданный польской короны Петр Сагайдачный с двадцатитысячным казацким войском отправился на помощь Владиславу. Очевидно, Сагайдачный надеялся, что участие в походе на Москву смягчит польские отношения. Возможно, даже поможет казакам получить независимость казацкого войска от польского короля.
Среди причин казацкого похода называли и враждебное отношение части украинского казачества к правительству московского царя. Его дипломаты в это время поддерживали отношения с Турцией и Крымом, их орды нападали на Польшу, а это грозило украинским землям.
По словам Михаила Грушевского, «Сагайдачний, ідучи на Москву, здобував кріпості та міста і нагнав великого страху на тих міст». Не смог остановить Сагайдачного посланный царем князь Григорий Волконский. Петр Сагайдачный перешел Оку, освободил польского королевича Владислава и, соединившись с ним, вплотную подошел к стенам Белого города, то есть к Кремлю.
Дмитрий Яворницкий писал: «Воєводи, вислані з Москви, щоб перешкодити об’єднаню королевича з гетьманом, повернулися назад ні з чим». Потому что, по словам летописца, их охватил великий ужас. В «Истории Украинского войска» рассказывается, что под самой Москвой произошла стычка запорожцев с царской гвардией, в которой принимал участие сам Сагайдачный. Со своим войском он был уже у Арбатских ворот.
В «Истории Украинского войска» читаем: запорожские казаки не принимали участие в штурме, потому что были в запасе. «Запорожці мали завдання пізніше атакувати, відкрити брами петардами і добивати вулиці».
В труде «История Украинского казачества», созданном в начале ХХІ века, ученые Института истории Украины НАНУ под руководством академика Валерия Смолия сформулировали важный вывод:
Сагайдачный дошел до Москвы и спас Владислава от почти неминуемого поражения. Фактически и Москва, территорию которой заняли казаки, оказалась в их руках, но гетман отказался штурмовать Кремль и принял решение об уходе.
Существует мнение, что Сагайдачный не стремился к уничтожению Московии по религиозным причинам – как потенциального православного союзника. Однако, с точки зрения международных военно-политических отношений, главным было то, что поход Сагайдачного продемонстрировал реальную силу казачества как решающего фактора в польско-московском соперничестве.
М. Грушевский писал, что польские комиссары, которые были при Владиславе, пришли к согласию с Москвой, чтобы войну поскорее закончить. Это было неприятно Владиславу. К тому же Сагайдачный тоже стоял за дальнейшую войну с Москвой, но нечего было делать: война была окончена.
Сагайдачный, которому не повезло сразу получить Москву, не собирался держать свое войско в длительной осаде. Сагайдачный отошел от Москвы и двинулся на Калугу. По дороге захватил Острог в Серпухове, затем в самой Калуге. Сагайдачный вернулся из московского похода в Киев и получил титул гетмана Украины, стал управителем той части Украины, которая называла себя казацкой. Михаил Грушевский писал, что никогда прежде у казаков не было такой силы и славы, как при Сагайдачном. Петр Сагайдачный был одним из самых известных украинских гетманов. Мало кого так чтили и славили в Украине, как его.
Славился он как счастливый и удобный вождь на войне, как верный сын Украины, который любил свой украинский народ искренне и горячо.
Доктор исторических наук, академик НАПН Украины Владимир Ефимович Мельниченко в своей книге «Михаил Грушевский: Шевченко – святой национальный флаг» отмечает, что история для некоторых является только политикой, переброшенной в прошлое! Но ведь историю нельзя кроить, как кафтан, в зависимости от вызовов современной политики, от политических эмоций, симпатий и антипатий. Историю нужно знать. Убедимся, наконец, в том, что украинское присутствие в Москве на протяжении ее истории должно быть представлено на уровне научных знаний объективно и беспристрастно.
«Учітеся, брати мої,
Думайте, читайте».
02 апреля 2018
Журналист Павел Ильюша