Гниение советов
Незаметное, не сильно пока воняющее, с редкими вкраплениями здоровой ткани, но абсолютно системное и безысходное. Гниение государственной матрицы. Распад ключевых первичных институтов. Издыхание остатков социального консенсуса.
Планировал поработать над второй частью «Игры Коломойского», где про олигархов и их ручные партийные колонны. Но… Куда актуальнее то, что происходит нынче в местных советах. Далекие, мелкие, бесполезные и практически ни на что не влияющие. Так нам кажется. Но на самом деле, именно местная власть и есть государство, так как ее задача – обеспечивать реализацию того самого социального договора. Обеспечивать комфорт. Снижать раздражения. Решать ситуативные проблемы. Тем более, сейчас, когда на места передали большие деньги. Очень большие. И началось…
Все споры только через драки, блокады, крики и кровь. Почему? Местный чиновник-депутат, как правило, изначально слишком вороват. И будучи феодалом по сути своей, абсолютно цинично дерибанит все подряд: землю, ресурс, коммунальные предприятия. Он жрет. Жрет немыслимо, беспощадно и демонстративно. Общественность сначала впадает в шок, а потом быстро радикализируется. И тут же переводит диалог в русло блокады залы заседаний с избиениями. Повсеместно. И кто в таких ситуациях выходит на первый план в качестве представителей общественности? Агрессивные пассионарии-разрушители с опытом уличных боев. Конотоп, Черновцы, Кропивницкий и т.д. Количество «горячих точек» в местных советах стремительно нарастает. Почти внутренняя война.
К сожалению, разрушена базовая матрица, когда возможен диалог. Сейчас везде разлита ненависть и любой вопрос – даже самый примитивный, касающийся, к примеру, озеленения двора Х – перерастает в битву. Причин несколько. Вопиющая неэффективность и непрофессионализм госвертикали. Покупка должностей и мандатов. Циничное барыжничество, когда любая должность воспринимается только как синекура для грабежа. С другой стороны, само общество уже совсем не видит необходимости в диалоге даже на уровне местных общин, все больше увлекаясь классическим – «мордобитие куда быстрее расставляет точки над «i».
Так вот, именно процесс гниения местной власти куда более опасен киевских манифестаций. Киевское ведь для простого обывателя – это слишком большая политика, где много постановочного шоу. Но если зубодробительные драки начинаются на местах, значит власти как консенсуса, которому общество готово подчиняться, больше нет. Есть право сильного. Весьма популярное. Следствием же этого права является катастрофическое снижение моральных качеств лидеров. От них требуется цинизм, животная агрессия, кровавый популизм, кулачный навык. У меня вопрос: все, происходящее на местах – следствие естественного умирания государства из-за нелепости топов или это все-таки управляемый процесс, который позволяет им за счет переноса агрессии вниз чуть дольше удержаться наверху?
Михаил Подоляк, политтехнолог