Тихоокеанский Сталинград

Читати українською
Тихоокеанский Сталинград

Начало 1942 года для союзников по антигитлеровской коалиции было крайне неудачным. Советское наступление под Москвой к февралю сильно замедлилось и в апреле вообще остановилось.

Ближневосточный блицкриг: изучая опыт Шестидневной войны

После атаки на американский флот в Перл-Харборе японские войска развернули наступление в Филиппинах и на Малайском полуострове. Последовал каскад побед. Правительство Таиланда 21 декабря 1941 года заключило союз с Токио, 25 января 1942 года был взят Гонконг, захвачены американские базы на островах Гуам и Уэйк.

В январе 1942 года японские войска вторглись в Бирму (Мьянму), Голландскую Ост-Индию (Индонезию), Новую Гвинею и на Соломоновы острова. В феврале пал Сингапур. Последнее произвело в Англии настолько тягостное впечатление, что Черчилль поехал к королю Георгу VI с прошением об отставке, которая не была принята.

После захвата Сингапура оперативное соединение японского флота адмирала Нагумо совершило рейд в Индийский океан. Были обстреляны Коломбо и Тринкомали на Цейлоне (Шри-Ланка), британский флот потерял легкий авианосец Hermes, два крейсера и два эсминца. Одновременно адмирал Одзава повел второй экспедиционный флот в Бенгальский залив. С 4 по 9 апреля японцы потопили 23 грузовых судна общим водоизмещением больше 32 тысяч тонн.

Летом 1942 года положение союзников на Тихом океане, в Бирме и Индии было просто отчаянным, но 75 лет назад в июне у атолла Мидуэй появилась первая надежда на победу.

После Перл-Харбора  

Адмирал Исороку Ямамото был противником войны с США. В середине 1941 года премьер-министр Японии Фумимаро Коноэ спросил Ямамото о том, что тот думает об исходе возможной войны с Соединенными Штатами. «Я буду неудержимо двигаться вперед в течение половины или целого года, но я отнюдь не ручаюсь за второй или третий год», — ответил тот. Прогноз адмирала оправдался практически через полгода.

Пока в Токио строили дальнейшие планы войны, произошло событие, изменившее ход борьбы на Тихом океане.

После японской атаки на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года, президент Рузвельт приказал разработать ответную операцию, пусть и символического характера. Проблема была в том, что аэродромов, с которых бомбардировщики могли достичь Японии, не было, а тогдашние авианосцы не предназначались для атаки целей на суше.

Бомбардировка Перл-Харбора

В январе 1942 года коммодор Фрэнсис Лоу из штаба ВМС США предложил разместить бомбардировщики на авианосце. В таком качестве был выбран Hornet. На нем буквально крыло к крылу разместилось 16 бомбардировщиков В-25В Mitchell. Звено под командованием известного аса подполковника Джеймса Дулиттла 2 апреля вылетела для бомбардировки Токио, Иокогамы, Кобе и Осаки. Бомбардировка продолжалась всего 40 секунд, но психологический эффект от нее был огромный. Как в США, так и в Японии.

Президент Рузвельт на пресс-конференции, отвечая на вопрос, откуда вылетели бомбардировщики, сказал, что из Шангри Ла. Это вымышленная страна из романа писателя-фантаста Джеймса Хилтона «Затерянный горизонт».

В Японии поняли, что опасность бомбардировок будет возрастать и Гавайские острова являются острой занозой в оборонительной линии империи.

Вперед, на Мидуэй

Герой Перл-Харбора адмирал Ямамото предложил захватить атолл Мидуэй, расположенный более в чем 1000 милях от Гавайских островов. Название атолла Midway (Середина пути) связано с том, что он находится на одинаковом расстоянии от Калифорнии и Японии.

Захват Мидуэя предполагалось произвести аналогично налету на Перл-Харбор. Для растягивания относительно небольших сил американцев была проведена отвлекающая операция против военно-морской базы Датч-Харбор на Алеутских островах и захват двух из них: Атту и Кыска.


Японская армада состояла из 190 кораблей, из них 11 линкоров, восемь авианосцев, 23 крейсера и 65 эскадренных миноносцев. На авианосцах был 261 самолет. Транспортные суда флота вторжения везли 5 тыс. солдат, которые должны были высадиться на атолл Мидуэй, захватить его и превратит в плацдарм для вторжения на Гавайские острова.


Командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер Нимиц, назначенный на этот пост через десять дней после Перл-Харбора, против японских сил имел три авианосца Enterprise, Yorktown и Hornet, 7 тяжелых и 1 легкий крейсер, 15 эсминцев и 16 подлодок. Три авианосца несли в общей сложности 233 самолета. Кроме того, 127 машин базировались на наземном аэродроме на Мидуэе.

Потерянная внезапность

Нельзя сказать, что атака на Перл-Харбор была совсем неожиданной. Американская разведка сумела расколоть японские дипломатический, а также военно-морской коды. Вообще история их взлома вполне тянет на головокружительный шпионский сериал.

В 1941 году Джозеф Рошфор возглавил группу военно-морской разведки в Перл-Харборе (HYPO). Он был известен своей язвительностью, отсутствием чинопочитания и экстравагантным поведением. В подвале, где располагалась его группа, он разгуливал в красном домашнем халате и шлепанцах. Под его руководством разведчики и раскололи японские шифры.


В апреле 1942 года Рошфор сообщил главнокомандующему военно-морскими силами США адмиралу Эрнесту Кингу, «есть признаки того, что на Тихом океане что-то затевается». К маю стало очевидной подготовка японцами крупной операции. Оставалось найти ответ на главные вопросы: где, когда и какими силами?


В целях сохранения секретности японцы в своих шифрованных сообщениях обозначали цель операции как AF. В Вашингтоне, полагали, что это Аляска или западное побережье США.

Рошфор считал, что речь идет об атолле Мидуэй. Для подтверждения он попросил Нимица дать фальшивую радиограмму о выходе из строя на атолле опреснительной установки. Через 48 часов была перехвачена радиограмма японцев о проблемах с пресной водой на AF.

Атолл опоясался колючей проволокой, береговые и зенитные батареи были усилены, туда переброшены армейские части и подразделения морской пехоты. На легкое вторжение японцам нечего было рассчитывать.

Интересно, что все переговоры Мидуэя и Перл-Харбора шли по кабельным линиям, поэтому японцы не могли их перехватить. Радиограмма о пресной воде, по крайней мере, должна была вызвать вопросы. Почему об этом сообщили по радио, хотя прежде никогда с такими проблемами в эфир не выходили? Японцы оставили это без внимания.

Никакой воздушной разведки не проводилось, поэтому состояние обороны атолла японцам было неизвестно. Еще в апреле два японских гидросамолета попытались приблизиться к Мидуэю, но их отогнали. Японские адмиралы такие вроде бы мелочи опять проигнорировали.

Невероятная победа

Японский план атаки на атолл Мидуэй начал буксовать с самого начала. Подводные лодки опоздали с выходом в заданный район и пропустили сосредоточение американского флота.

Дюнкерк без пропаганды: как поражение стало победой

Произошли стычки между японскими разведывательными бомбардировщиками с острова Уэйк и американскими летающими лодками «каталина». Место воздушных стычек свидетельствовали о том, что американцы расширили зону патрулирования до 700 миль к западу от атолла.

Утром 3 июня пилот Джек Рейд перед разворотом на базу обнаружил японскую эскадру и передал сообщение: «Главные силы». Интересно, что японцы самолет Рейда не заметили, но отогнали другую «каталину». Американцы раньше времени обнаружили японский флот, что нарушало план операции.

Утром 4 июня 108 японских самолетов нанесли удар по атоллу. Американские истребители под командованием майора Паркса и капитана Армстейда вступили в бой и сбили несколько бомбардировщиков. Зенитная артиллерия уничтожила до трети атаковавших самолетов. Руководивший атакой лейтенант Томонага доложил, что, несмотря на разрушения, потребуется еще один удар с воздуха. Командующий авианосной группой адмирал Нагумо приказал перевооружить резерв бомбами для повторной атаки Мидуэя. В этот момент пришло сообщение, что обнаружен американский авианосец.

Адмиралу Нагумо предстояло принять сложное решение. Во-первых, против кораблей торпеды были гораздо более эффективны, чем бомбы. Во-вторых, все истребители находились в воздухе, и бензин у них был на исходе. В-третьих, немедленный приказ о начале атаки мог привести к тому, что около 100 самолетов первой волны, израсходовав остатки горючего, упадут в воду.

Исороку Ямамото

Было другое решение. Спустить самолеты с палубы вниз, что даст возможность оснастить их торпедами, посадить самолеты первой волны, заправить их горючим и боеприпасами, затем нанести массированный воздушный удар и сокрушить возникшую угрозу.

Нагумо отдал приказ самолетам начать посадку. Усталые матросы снимали с самолетов бомбы, складывая их тут же на палубе, вместо того чтобы спустить в артпогреба. Нагумо принял теоретически безупречное решение, но оно оказалось роковым.

Лейтенант-коммодор Кларенс Маккласки вел группу из 33 пикирующих бомбардировщиков с авианосца Enterprise. Горючего в баках оставалось на пределе. Через десять минут он увидел авианосцы Нагумо. В этот самый момент 17 пикирующих бомбардировщиков с авианосца Yorktown также прилетели в этот район.

Три японских авианосца – «Акаги» (назван в честь вулкана в долине Канто), «Кага» (назван в честь исторической провинции) и «Сорю» (Голубой дракон) шли в строю, четвертый авианосец – «Хирю» (Дракон, летающий в небесах) – находился дальше от них на север.

Маккласки стремительно спикировал на «Кага». Первые три бомбы упали рядом с кораблем. Четвертая врезалась в кормовую часть палубы среди выстроившихся для взлета самолетов, и она  превратилась в бушующее море огня.

Три самолета из группы Маккласки атаковали «Акаги». Первая бомба упала рядом у борта, вторая попала в задний срез центрального лифта и взорвалась в ангаре внизу.

Японские авианосцы были застигнуты в тот момент, когда их летные палубы были заполнены вооруженными и заправленными горючим самолетами, а другие самолеты в том же состоянии находились ниже. Вызванные огнем и детонацией взрывы боеприпасов и бензина, а также вспыхивающие один за другим самолеты превратили «Акаги» и «Кага» в сущий ад. «Сорю», пораженный тремя бомбами, получил серьезные повреждения. Маккласки посадил свой самолет на Enterprise  с сухими баками.

«Хирю» остался единственным боеспособным японским авианосцем. С него в воздух поднялась ударная группа из 18 пикирующих бомбардировщиков и шести истребителей. Через 40 минут они заметили авианосец Yorktown.  Двадцать восемь американских истребителей атаковали японцев, но восемь бомбардировщиков сумели прорваться. Три бомбы попали в корабль.  С заклиненным рулем Yorktown потерял подвижность и накренился на правый борт. Команда покинула корабль.

«Хирю» далеко не ушел. 24 бомбардировщика с авианосцев Enterprise и Hornet атаковали его. «Хирю» пылал от носа до кормы.

В надвинувшейся темноте американцы стали отходить на восток. Сражение закончилось.

На первый взгляд результат сражения у Мидуэя выглядел не слишком обнадеживающим для американцев. Хотя потери японцев составили 4 тяжелых авианосца, 1 тяжелый крейсер, тем не менее по количеству кораблей у них оставалось значительное преимущество. Фактически у адмирала Нимица оставалось два авианосца, которые требовали срочного ремонта. Да и с кораблями других классов было не все в порядке. Все выглядело так, что американцы одержали только тактическую победу.

Американцы потеряли 150 самолетов, 307 человек, японцы – 248 самолетов и около 2500 человек. Гораздо важнее было то, что японцы потеряли лучших летчиков. Такие потери японская бомбардировочная и морская авиация так никогда и не восполнили. И это было следствие стратегического значения.

Как результат сражения у Мидуэя в августе 1942 года была проведена операция Watchtower (Сторожевая башня) по высадке на остров Гуадалканал, а также на острова Тулаги и Флорида (Соломоновы острова). Тем самым была снята угроза для Австралии.


Поражение японцев при Мидуэе означало перелом в кампании на Тихом океане. Теперь стратегическая инициатива полностью перешла к союзникам. Для СССР важным было то, что стал более безопасным тихоокеанский маршрут ленд-лиза. В Токио полностью отказались от каких-либо планов нападения на СССР.


Головной корабль последней серии американских тяжелых авианосцев с неядерными силовыми установками носил имя «Мидуэй», а первый представитель серии ударных атомных авианосцев — «Нимиц». С 1941 по 1993 год  на острове располагалась военно-морская база США. Теперь атолл необитаем. Он имеет статус национального заповедника. На нем вахтовым методом работает 40 сотрудников.

Юрий Райхель


Телетайп: есть ли жизнь после «нормандского формата»?

Телетайп: синопсис четвертого сезона прямоэфирного сериала «слуга народа»

Телетайп: рейтинг власти падает, срочно пора политически взрослеть

Телетайп: наесться политики до заворота мозгов

Телетайп: теория воздухоплавания применительно к украинской политике

Телетайп: о властелине судеб Владимире Вятровиче и кнопочке на темечке

Телетайп: «бывших» с их схемами надо наказывать, а не наследовать!

Телетайп: баланс между США и Китаем — ключ к реальному миру на Донбассе

Телетайп: непридуманные сюжеты для продолжения сериала «Слуга народа»

Телетайп: индульгенция Зеленскому, ренегат Порошенко и Портнов как профессор юридического беспредела

Телетайп: «Слуга народа» нависает над страной, как когда-то КПСС

Телетайп: смотрины Зеленского в Европе, «непонятки» в Минске и «ударные» метания Кличко

Телетайп: вслед за ситуационной комнатой Порошенко может умыкнуть и киевское ПВО?

Телетайп: экипаж яхты «беда» набран и готов к кругосветной регате?

Телетайп: президент Зеленский в приймах у олигархической системы

9 мая: история против истерии

Цена 9 мая — вечная военная травма

Парад цинизма: как день скорби превратили в праздник

Телетайп: связка «Порошенко-Путин» против президента Зеленского?

Показать еще