Болезнь Асада и тень военного переворота над Сирией
Сообщается, что Асад провел 31 января встречу с пострадавшими от кризиса представителями промышленного сектора города и провинции Дамаск. На трех фотографиях, сделанных во время встречи, лицо Асада трудно рассмотреть. В Twitter на видео Асад, пожимающий руки женщинам, виден со спины. После трех секунд ролика изображение начинает тормозиться, затем появляется сообщение, что видео невозможно посмотреть. Другими словами, опровержение слухов о болезни Асада ничего не опровергло. Наоборот, они еще больше усилились. В силу известных обстоятельств состояние здоровья Асада имеет конкретное геополитическое и военно-стратегическое значение в политическом и географическом треугольнике Дамаск-Москва-Тегеран.
В Дамаске
Сообщения о болезни и даже отравлении сирийского президента появились еще в прошлом году. Они не подтвердились и новые сообщения на эту тему были встречены с известным скептицизмом. Тем не менее, исчезновения Асада из публичного пространства, даже если они были связаны с соображениями безопасности, неизбежно давали пищу для подобных высказываний.
Как Россия, Иран и Турция сговорились о Сирии «на троих»В силу географических и исторических причин больше всего пишет о ситуации в Сирии ливанская пресса. Газета Аl-Mustaqbal еще 28 января писала о госпитализации Асада, у которого случился ишемический инсульт. Аналогичные сообщения появились в газетах Al-Diyar dail и Asharq al-Awsat daily. Отметим, что последнее издание входит в Саудовскую исследовательскую и маркетинговую группу. Ведущие позиции в списке ее владельцев занимает семья принца Ахмеда бен Сальмана, владеющая более 30% акций. Она единственная из арабских газет имеет свое бюро в Израиле. Это весьма информированное издание, авторитетное не только в арабском и мусульманском мире (печатается в Лондоне, Марселе, Нью-Йорке, Франкфурте-на-Майне, Касабланке, Каире, Дубае, Бейруте, Эр-Рияде, Джидде и Дахране).
Несколько позже телеведущий катарского телеканала Al Jazeera Фейсал аль-Касем написал в Twitter, что Асад «прикован к кровати, но не в коме», «согласно нашим источникам, он плохо видит левым глазом».
Как сообщает портал Timeturk, арабская журналистка Висамела Хурра опубликовала в сети запись телефонного разговора с представителем госпиталя Шам, где, предположительно, находится президент Сирии Башар Асад. В разговоре с ней доктор ответил, что «все врачи знают, что за больного сюда привезли», но не может давать информацию о здоровье президента.
Телеканал «Аль Арабия» со ссылкой на французское издание Le Point сообщает о слухах, согласно которым Асад убит или тяжело ранен своим личным телохранителем, иранцем Мехди аль-Яакуби, который выстрелил президенту в голову.
Слухов становится много и они находят как прямые, так и косвенные подтверждения, поэтому опровержения официального агентства SANAо ом, что «это вранье, которое существует только в мире фантазий, и оно преследует цель поднять упавший моральный дух (врагов Башара Асада, — ред.), не может вызывать ничего, кроме презрения и смеха» ничего не опровергает.
Последнее сообщение заслуживает внимания независимо от того, был выстрел или нет. Есть все признаки нарастания напряженности во взаимоотношениях в треугольнике Дамаск-Москва-Тегеран.
Слухи о болезни Асада возникли в связи с сообщениями о попытке проиранского переворота, вроде бы предпринятого братом президента Махером.
«Срочно! В настоящий момент в Дамаске (30 января, — ред.) проходят столкновения между силами поддерживаемого Ираном Махера Асада и силами Али Мамлюка (директор Главного управления безопасности, — ред.), поддерживаемого Россией, — написал на своей странице в Facebook известный оппозиционный активист Мухаммад аль-Хусейн. — Российские элитные подразделения в униформах военной полиции бьются с иранскими силами…»
По другим сообщениям, российские подразделения оцепили президентский дворец, чтобы воспрепятствовать приходу Махера к власти.
О том, что в Дамаске разворачивается борьба между пророссийскими и проиранскими силами, открыто стали говорить еще в конце прошлого года. Участились случаи, когда российских офицеров бойцы Хезболлы не пропускали в некоторые города. Более того, отряды проиранской милиции часто покидали позиции без согласования со своими российскими союзниками или наоборот, появлялись там, где их по планам не должно было быть.
Как заявили в немецком офисе оппозиционного издания «Медиа-центр Алеппо», в сирийской столице открыто действует российская военная полиция, укомплектованная, в основном, бойцами чеченского спецназа. Более того, она спешно выводится из Алеппо и переводится в Дамаск. Надо полагать, что это не случайно. Видимо обстановка в сирийской столице вынуждает Москву принимать экстренные меры предосторожности. Опасность при этом исходит не столько от оппозиционеров и исламистов, сколько от противников внутри столицы и в окружении Башара Асада.
В Тегеране
Независимо от того, действительно ли в Дамаске была попытка военного переворота, отношения на стороне Москва-Тегеран существенно охладели. Оно и понятно. Вашингтон занимает, по мнению иранских лидеров, все более агрессивную и произраильскую позицию. Соответственно в иранской столице не медлят с ответом.
Сирийский тупик: почему провалились мирные переговоры в АстанеКак передает агентство Nasnim, командующий ВВС и Военно-космическими войсками Корпуса стражей исламской революции (КСИР), бригадный генерал Амир-Али Хаджизаде заявил, что Иран готов применить «ревущие ракеты» против врагов страны. Недавно прошли учения КСИР с применением ракетных комплексов и средств ПВО. Был осуществлен испытательный запуск крылатой ракеты типа «Сумар», способной доставить ядерный заряд на расстояние до 3000 км.
В Вашингтоне отреагировали весьма жестко и на самом высоком уровне. Президент Трамп не оставил сомнений, что политика в отношении Ирана переходит в стадию сдерживания.
«Он (Иран, — ред.) нас не уважает, — заявил Трамп. — Они повсюду рассылают деньги и оружие. Это террористическое государство».
Ключевым союзником теперь будет Израиль. Большую красную тряпку для Тегерана найти сложно.
Понимая, что противостояние с США пойдет во всех сферах, в Иране стремятся как можно быстрее и сильнее закрепиться в первую очередь в Сирии.
Не успели высохнуть чернила под соглашением Дамаска и Москвы о военно-морской базе в Тартусе, как представители военного руководства Ирана заявили о планах создания постоянных баз для своего флота в Средиземном море. С учетом шиитско-суннитской вражды, в данный момент речь может идти только о Сирии. Иран активно ищет возможность в будущем создать свои военно-морские базы на берегу Средиземного моря не только в Сирии.
Иранской базе в Сирии не очень нужно соседство российской. И дело не в банальном разделе территории, это как раз самое легкое дело, а в политическом влиянии Москвы на сирийское руководство и президента Асада в частности. В Тегеране давно подозревают его в слишком лояльном отношении к России. Конечно, в пользу этого играют исторические факторы, так как именно СССР долгое время был поставщиком оружия для сирийской армии и сейчас Россия продолжает это делать, хотя и не в таких масштабах.
С другой стороны уже несколько лет именно Иран является финансовым и материальным донором режима Асада, помогает ему бойцами КСИР и шиитской милицией, начиная от Хезболлы и кончая так называемыми добровольцами из Афганистана, Ирака и Пакистана, которых вооружает и содержит Тегеран.
За такую помощь в Иране рассчитывают на полное доминирование в Сирии и не хотят делить его с Россией, которую не рассматривают как союзника. Наоборот, Москву подозревают в желании наладить отношения с Вашингтоном и сговориться с ним по поводу обмена Сирии на свое влияние на постсоветском пространстве и даже в Восточной Европе, особенно на Балканах.
Второй элемент подозрительности иранского руководства в отношении Москвы — в неформальных договоренностях России и Израиля. Французское издание Intelligence online сообщило об особенностях секретного соглашения между Россией и Израилем, которое касается «так называемого кодекса поведения» в небе Сирии. Российская пропаганда постоянно высказывается о действиях коалиции во главе с США в Ираке и Сирии, но не реагирует на удары ВВС Израиля по позициям боевиков Хезболлы на юге Сирии. Для иранского руководства это очень подозрительно, так как в любой момент за одним соглашением могут последовать и другие. В том числе и в военной сфере.
Все это заставляет Тегеран действовать в Дамаске быстро и решительно. Сейчас главной задачей становится нейтрализация или существенное уменьшение российского влияния, в том числе и в виде смены персон на вершине власти. Вполне может быть, что иранское руководство пришло к выводу, что Башар Асад не в полной мере отвечает задаче сохранения и углубления проиранского курса и его следует поменять на другого. Например, на его брата Махера.
В Москве
Кремлю приходится решать в Сирии комплекс задач. Военная составляющая сейчас уходит на второй план. Понятно, что активность Ирана и очевидные попытки вытеснить или серьезно ослабить позиции России секретом не являются. Более того, в Москве осознают, что наличие в Сирии значительного количества иранских войск и шиитской милиции вкупе с бойцами Хезболлы дает Тегерану возможность серьезно влиять на расклад сил в Дамаске. Два батальона чеченского спецназа не в состоянии оказать серьезное сопротивление при реальной попытке государственного переворота. Скорее всего, она в полной мере предпринята не была, но имеющий глаза должен увидеть и понять, кто в сирийском доме настоящий хозяин, а кто должен чувствовать себя квартирантом.
Что там у сирийцев? Как Путин и Трамп будут делить Ближний ВостокМоскве приходится выбирать между эфемерными возможностями о чем-то договориться с Вашингтоном и укреплением отношений с Тегераном. Очень может быть, что будет выбран именно второй вариант. По принципу «a feather in the hand is better than a bird in the air» — перо в руке лучше, чем птица в небе. Политика Трампа вызывает у российского руководства все больше вопросов. Его реакция на замечание ведущего телеканала Fox News Билла О’Райли о Путине («И у нас много убийц, думаете, наша страна такая уж невинная?») не наводит на мысль о скорой разрядке в отношениях двух стран.
Есть еще одна составляющая, которая заставляет Москву предпочесть Тегеран Вашингтону — статус Каспийского моря и проникновение Ирана в Центральную Азию, в частности, в этнически близкий Таджикистан. Сложность ситуации там заставляет Кремль быть вдвойне осторожным и не плодить врагов, где их у него и так достаточно.
Каково бы ни было состояние здоровья Асада очевидно, что заинтересованные игроки, как внутри Сирии, так и вне ее, строят планы на период его отхода от власти. Как добровольного, так и не очень. Пока Иран не будет откровенно вытеснять Россию, но сделает все, чтобы ограничить ее возможности и влияние до минимума. После того, как будет достигнуто хоть какое-то урегулирование, вытеснение России произойдет быстро и одним движением. Самое главное, что помешать этому Москва не сможет, так как останется совсем без союзников. Турция ей не помощник. Она сама хочет оторвать часть Сирии, приструнить курдов и, тем самым, помешать Ирану создать коридор к Средиземному морю. Зачем ей Россия?
С США договориться не получится, так как позиции Москвы, не только на Ближнем Востоке, откровенно слабее других игроков.
Вот почему Кремль получает результат, о котором предупреждали сразу после вмешательства в Сирии. Объективно Россия сыграла в пользу Ирана. Что она получила взамен, остается большим вопросом.
Юрий Райхель
Фото AFP