Кризис патриотизма – кто защитит Украину от полномасштабной войны
Два с половиной года продолжается вооруженный конфликт, навязанный Украине. Много погибших и раненых среди военных и мирного населения. Сотни тысяч переселенцев, которые не могут наладить жизнь на новом месте. Тысячи демобилизованных, которые не могут найти себя в мирной жизни. Проблемы в экономике все больше обостряются, инфраструктура части Донецкой и Луганской областей разрушена.
Никто не ожидал, что все так затянется. «Перегорели» даже самые ярые патриоты. Некоторым из волонтёров просто уже не хватает сил и времени, некоторые из них отошли от дел, обнаружив привезенные прошлой зимой на фронт «буржуйки» в окрестных металлоприёмках. «Хорошо хоть не тепловизоры…» — вздыхают активисты помогающие армии.
Начавшийся – согласно очередному раунду переговоров в Минске – процесс отведения украинских войск и вооруженных формирований ДНР/ЛНР от линии противостояния не означает, что война близится к концу. Со стороны псевдореспублик продолжаются регулярные обстрелы. Украинские военные на передовой считают, что их отход будет использован боевиками для захвата оставленных позиций. Поведение российской стороны предсказать невозможно. Чего стоят недавно прозвучавшие наглые требования РФ о срочной отмене санкций. А потому угроза полномасштабного вторжения остается.
Еще с весны 2014 года была заметна растерянность украинской власти, за которой плохо скрывалось отсутствие четкого плана действий для населения на случай серьезного военного наступления. Тогда в городах с большим энтузиазмом расчистили несколько бомбоубежищ, а по телевизору целый месяц крутили передачи о том, как себя вести при ракетных и артобстрелах. «Красный крест» организовал курсы по оказанию первой медицинской помощи. На этом мероприятия по гражданской обороне исчерпывались.
Сегодня министерство обороны уверяет нас в том, что армия готова к прямому конфликту с вооруженными силами РФ. Но только не говорят, что конкретно делать гражданам в случае вторжения. Впрочем, общаться с народом любая украинская власть не хотела, не умела и до сих пор считает ниже своего достоинства. Поэтому украинцы привыкли полагаться на самих себя. А, следовательно, в случае обострения конфликта каждый будет выбирать свою собственную стратегию действий.
Специалисты из социологической службы Activegroup и журналисты Politeka задались вопросом, что будут делать граждане страны в случае полномасштабного вторжения российских войск в Украину.
Любители точных цифр и графиков найдут полный статистический отчет в конце статьи. Сейчас же – общая аналитическая картина, сделаем акцент только на самых значимых результатах.
К чему мы готовы
Мы выбрали четыре города, которые в случае обострения конфликта будут иметь решающее значение: Киев, Харьков, Одесса, Днепр. В этих городах людям задавали один и тот же вопрос: «Что вы будете делать в случае полномасштабной вооруженной агрессии со стороны РФ?».
Средняя «температура по палате» выглядит так. Это обобщенные данные по всем четырем городам.
Варианты ответов можно условно разделить на две группы:
сопротивление агрессии
- Буду волонтером, собирать средства и необходимые ресурсы
- Буду помогать военным через волонтеров
- Буду помогать военным с помощью государственных органов
- Пойду в армию
- Пойду в добровольческий батальон
поддержка агрессии или пассивно-уклонистская реакция
- Ничего не буду делать
- Покину страну на время войны
- Буду помогать РФ
- Затрудняюсь ответить
По уровню готовности людей к сопротивлению города расположились в таком порядке: Днепр – Киев – Одесса – Харьков. Наиболее готов к сопротивлению Днепр, а меньше всех – Харьков.
По второй группе ответов города расположились в обратной последовательности. Правда, с некоторым нюансом. Меньше всего участвовать в конфликте, а также явно или скрыто поддерживать его хотят одесситы, только затем харьковчане. Одесса – Харьков – Киев – Днепр.
Соответственно, и города разделились на две группы. Так выглядят обобщенные данные двух пар городов. Пассивность, неуверенность в своих действиях и готовность покинуть страну значительной части жителей Харькова и Одессы можно объяснить приграничным расположением этих городов. С самого начала конфликта Харьков и Одесса постоянно находятся в состоянии стресса и периодически усиливающейся «раскачки» ситуации. И конечно, местные жители понимают, что первоначальный и основной удар придется именно по их городам.
Отметим, однако, что при этом число потенциальных коллаборантов отличается не намного во всех четырех городах.
Самым патриотичным городом в Украине как был, так и остается Днепр. В 2014-м году, тогда еще в Днепропетровске, местные элиты начали тратиться на войну, появились добробаты. Патриотизм стал общей идеологией и «визитной карточкой» города.
Сегодня Днепр лидирует среди всех четырех городов по готовности к сопротивлению агрессии и меньше всех готов помогать РФ. Более того, что делать во время вторжения, тоже лучше всего знают в Днепре.
Только киевляне опережают Днепр по показателю, сколько жителей покинут страну в случае полномасштабной войны: 6,9% опрошенных киевлян против 7,1% у Днепра. Но не объясняется ли это тем, что киевляне попросту надеются, что фронт до них не дойдет? Как известно, любить тещу и быть патриотичным проще на расстоянии.
Украина не готова воевать
Только в Днепре участники опроса сказали о том, что в случае военной агрессии со стороны РФ они готовы идти в добровольческий батальон или в армию (третья и четвертая позиция в рейтинге действий в случае агрессии). В других городах еще меньше желающих защищать родину с оружием в руках.
Самый распространенный вариант, который выбирают жители всех городов, — тыловая поддержка военных. Помогать военным через волонтеров. Небольшой взнос для настоящей победы. Выиграть войну с настроением: «Воевать я все равно не умею» будет непросто.
В Харькове почти половина опрошенных выбрали варианты «ничего не буду делать» и «затрудняюсь ответить». Кроме общей усталости от войны жителей города, который принял на себя основной груз по переселенцам и раненым, здесь видна и растерянность тех харьковчан, которые настроены пророссийски, но понимают, что прямое военное вторжение в любом случае не сулит им ничего хорошего.
Интересно, что следующим городом, в котором не имеют четкого представления, что делать в случае агрессии, стал Киев – и только потом Одесса и Днепр. Похоже, в Киеве до сих пор думают, что война «где-то там» и «это не моя война». Это лишний раз доказывает, что в столице есть патриотически настроенные граждане, но они в меньшинстве. И пусть это меньшинство достаточно активно, чтобы выйти на Майдан или поддерживать украинскую армию, но всё же это меньшинство. Оказывается, в Киеве достаточно и тех, кто пребывает совершенно «вне контекста» войны, думает только о своих сугубо прагматичных интересах и даже против Украины.
В Киеве принято думать, что здесь хорошо знают ситуацию по Харькову и Одессе. И всё же нужно обратить внимание на эти два города. В Одессе на втором месте находится группа тех, кто готов помогать армии через волонтеров. В Харькове такая группа на третьем месте. Но если взять первую четвёрку вариантов действий в случае агрессии со стороны РФ, то можно прогнозировать, что и в Одессе, и в Харькове в случае форс-мажора жители уйдут в глухой отказ.
Отдельно стоит обратить внимание на столицу. В Киеве достаточное количество тех, кто абсолютно не включен в военную повестку дня. И это не может не тревожить. Киев – то место, которое, так или иначе, влияет на положение дел во всей стране, и отстранённое отношение к войне, как минимум, вызывает вопросы.
Ситуация в Харькове и Одессе не меняется. В топе ответов – фактически уходы от вопросов, а это значит, что патриотический запал активных проукраинских жителей иссяк, а сепаратизм в этих регионах перешел в вялотекущую стадию.
И опять же подчеркнем, что в каждом городе нашлось по 2% людей, открыто заявивших, что готовы помогать РФ. Настоящих буйных мало, как говорится, но специальным службам стоит обратить внимание. Не исключено, что среди этих 2% есть и активные пособники врага.
Полные результаты исследования можно скачать здесь>>>>
Опрос проходил в рамках проекта «Городской омнибус» в течение августа. В каждом городе опрошено не менее 1800 респондентов. Выборка репрезентативна по возрасту, полу и районами каждого города. Теоретическая погрешность при доверительной вероятности 0,95 для каждого города не превышает 2,5%.
Ольга Сотникова