От Сбербанка до Лукойла: экспансия российского бизнеса в Украине
Кирилл Сазонов, блогер
Самыми известными монополистами являются российские игроки на рынке электроэнергии, торговле табачными изделиями и мобильной связи. Достаточно серьезными являются позиции представителей РФ и в банковской сфере. Так что в случае использования Кремлем этого рычага против Украины, нас ждут серьезные проблемы. Но в настоящий момент РФ вполне устраивает простое получение прибыли и политическое влияние в Украине, которое вытекает из владения крупным бизнесом.
Но давайте, сперва познакомимся.
Ключевым российским игроком в украинской электроэнергетике является российская группа VS Energy. Она владеет восьмью облэнерго в Украине, но «Севастопольэнерго» находится на временно неподконтрольной Украине территории. Основными бенефициарами компании считаются бизнесмены из России Михаил Воеводин, Евгений Гинер и Александр Бабаков. Да, тот самый Бабаков, который является депутатом Государственной Думы РФ и голосовал за аннексию Крыма.
Автомойки и школьные автобусы: что Украина до сих пор покупает у ПутинаТорговля табаком практически монополизирована компанией «Мегаполис-Украина». В 2010 году она скупила почти всех крупных местных дилеров. Компания в считанные месяцы выстроила монополию по всей стране и подмяла под себя весь рынок.
Надо полагать, что такой успех на таком богатом и специфическом рынке был согласован на самом верху – как раз тогда к власти пришел Виктор Янукович, на которого Кремль имел достаточно сильное влияние. Сейчас «Мегаполис-Украина» вынуждена уйти в глухую защиту от интереса украинской власти. «Собственниками «Мегаполиса-Украина» являются физические лица — граждане Украины, Ирландии и Великобритании», — говорится в официальном заявлении пресс-службы табачного монополиста. В компании акцентировали внимание на том, что среди ее прямых и опосредованных владельцев нет ни российских компаний, ни граждан РФ.
Украинская мобильная связь давно и практически полностью принадлежит россиянам, которые пытаются мимикрировать под Европу или украинских патриотов. Оператор МТС (АФК «Система») сейчас выступает под европейским брендом Vodafone. А Киевстар (Михаил Фридман, группа «Альфа») добавил к традиционному синему цвету своего логотипа – желтый.
В банковской сфере российскому бизнесу принадлежит «Сбербанк России», который сейчас переименован в «Сбербанк», Проминвестбанк и «Русский стандарт», который сегодня называется «Банк Форвард». Смена названий никак не повлияла на состав инвесторов. Кроме того «Альфабанк» группы «Альфа» Михаила Фридмана стал вдруг «Альфабанк-Украина». И теперь нас пытаются убедить, что это, как в Одессе, две большие разницы.
Впрочем, формальная смена бенефициаров российских предприятий с виду ничем не отличается от реальной смены собственника и многие этим уже воспользовались. Тем более, есть замечательные форматы сделок, когда новый владелец возвращает старому весь пакет акций по первому требованию.
Зачем россиянам заламывать во поле березу?В качестве примера можно вспомнить не только банки или табачную кампанию, но и сеть АЗС, которые компания «Лукойл» продала австрийской AMIC «Energy Management GmbH». «Роснефть» свою сеть заправок продала швейцарской Glusco Energy S.A. Российская «Транснефть» продала украинскую компанию «Прикарпатзападтранс» таинственной швейцарской «International Trading Partners AG».
Такие формы защиты российского бизнеса вполне обоснованы – владельцы компаний опасаются не только потерять прибыль, но и собственность в случае усиления давления на представителей государства-агрессора. Украина уже ввела санкции против более 380 физлиц из разных стран и 105 компаний. Действует и запрет на участие в приватизационных процессах.
Однако российский бизнес до сих пор остается крупнейшим инвестором в экономику Украины. За два минувших года его вложения сократились всего с 6,8 % до 6,1 %. Основные банковские активы России в Украине представляют собой кредиты российских банков украинским дочерним структурам, кредиты компаниям и физлицам.
По различным оценкам украинских экспертов они составляют от 15 до 17 млрд дол.
О том, что россияне категорически не хотят уходить из украинской банковской сферы можно судить по официальным цифрам. По данным Госстата Украины, объем прямых иностранных инвестиций в Украину вырос в первом полугодии 2016 г. на $2,28 млрд, или на 5,4% — до $44,79 млрд. При этом более половины от общего притока обеспечили российские банки. Доля инвестиций из РФ в общем объеме во втором квартале увеличилась на $1,5 млрд — до $4,75 млрд (или с 7,7 до 10,6%). Эти деньги пошли на то, чтобы перекрыть убытки дочерних компаний российских банков.
»Украине нужна диктатура. Иногда это приводит к очень позитивным последствиям»Итак, бизнес из РФ прочно удерживает свои позиции в украинской энергетике, имеет серьезные интересы на топливном рынке. Формально не контролирует, но по факту монополизировал рынок табака, мобильной связи и национальных лотерей. Продолжает поддерживать финансово свои банковские структуры в Украине не считаясь с расходами.
И в этой ситуации не стоит забывать о том, что бизнес в России отделен от государства исключительно на бумаге. И в условиях гибридной агрессии все эти структуры трудно считать дружественными Украине…