Большая приватизация: реальность или заоблачные мечты?
Правительство предлагает все предприятия, которые выставляются на продажу, вместо теперешних пяти групп поделить на две: большие, если стоимость их активов превышает 250 млн грн, и малые.
Виктория Пташник о пользе закона о реинтеграции и доверии иностранных инвесторовПри этом, вместо пяти процедур приватизации, оставить только аукцион и выкуп. Малые объекты будут продаваться посредством открытых торгов через ProZorro, а объекты большой приватизации через инвестиционные банки с международной репутацией.
Решение споров относительно приватизации будет происходить исключительно в международном коммерческом арбитражном суде.
С 2014 по 2017 год государство планировало ежегодно получать от приватизации 17 млрд грн. В 2014-м амбициозный план был выполнен на 2,7%, государственного имущества продали на 467 млн грн.
За следующие два года ситуация только ухудшилась. План выполняли на уровне 1%. В этом году из запланированной суммы от приватизации в госбюджет должно поступить только 3 млрд грн. Однако чиновники убеждены, что с принятием нового закона дела пойдут значительно лучше. Поэтому в проекте госбюджета на 2018 год от приватизации запланировали прибыль в размере 22,5 млрд грн.
Politeka узнала у народных депутатов, как они оценивают законопроект о приватизации и помогут ли нововведения реализовать план правительства по продаже государственных активов на свыше 22 млрд грн.
Борислав Береза, внефракционный народный депутат:
— Если украинское государство не может быть настоящим хозяином, то должно продавать предприятия, которые приносят убытки. Глупо держать их в госсобственности, если они генерируют не прибыль, а десятки миллиардов гривен убытков. При этом руководители этих предприятий постоянно богатеют.
Если государство не может предотвратить такую порочную практику, нужно запускать процесс приватизации и продавать предприятия по выгодной для Украины цене. Уверен, будут находиться покупатели, которые будут пытаться всячески уменьшать их стоимость. Поэтому процесс приватизации нужно будет контролировать.
В проект госбюджета на следующий год заложено 22,5 млрд грн от приватизации госимущества. Этот амбициозный план можно реализовать. Все зависит от того, что выставлять на продажу. Если наконец продадут «Укрспирт» и другие дорогостоящие предприятия, получим хороший результат.
Если же приватизация будет только имитацией, чтобы создать видимость продаж, а предприятия и в дальнейшем будут генерировать убытки и обогащать людей, которые контролируют ту или иную сферу, увидим доход в размере не 4 млрд грн, как в этом году, а еще меньше.
Леонид Емец, народный депутат фракции «Народный фронт»:
— Процесс приватизации должен быть быстрым. В Украине он продолжается еще с начала независимости. Желание работать на результат и передавать имущество государственного управления в коммерческую собственность уже превратилось в процесс, от которого получают выгоду его постоянные участники. Это недопустимо.
Приватизация должна двигаться. Это одно из требований Международного валютного фонда. Но считаю, что стратегические для государства объекты должны все же оставаться под контролем государства или коммунальной сообщества.
Продажа стратегических объектов – это огромная ошибка. В Киеве распродали «Киевгаз», «Киевэнерго», «Киевводоканал». Сейчас они между собой устраивают коммерческие соревнования, при этом киевлян используют как заложников.
«Киевводоканал», например, заявляет, что не получил деньги от «Киевэнерго», и угрожает отключать потребителей. Это же делает «Киевэнерго», шантажируя, что люди будут мерзнуть, если им не заплатят. Это терроризм. Нельзя допускать подобного, чтобы граждане становились инструментом в коммерческих и коррупционных соревнованиях. Поэтому нужна национализация стратегических объектов, а нестратегические, конечно, нужно продавать.
Роман Семенуха, народный депутат фракции «Самопомич»:
— Государство всегда будет самым неэффективным, худшим владельцем. Поэтому приватизация государственного имущества необходима. Этот процесс будет способствовать уменьшению коррупции.
Однако нужно создать прозрачные механизмы, чтобы в Украину зашли иностранные инвесторы. Это главная цель.
Приватизация должна происходить исключительно с соблюдением нескольких условий. Во-первых, в этом процессе не могут принимать участие страны, которые подпадают под санкции FATF (Международная группа по противодействию отмыванию грязных денег, – ред.). Во-вторых, нельзя допускать к приватизации компании, конечным бенефициантом которых являются граждане Российской Федерации. Третье условие касается приватизации коммунального имущества местных громад.
Сейчас в законопроекте прописано, что средства от приватизации объектов коммунальной собственности будут направлять в госбюджет. Это неприемлемо, потому что это будет ограблением местных громад.
В настоящее время отсутствует государственная концепция управления госактивами. Кабинет министров четыре года подряд планирует доход от приватизации в размере 17 млрд грн, но не выполняет его даже на треть. В проект госбюджета на 2018 год заложили 22 млрд грн от продажи госимущества. Однако снова нет ни списка предприятий, ни государственной программы по приватизации.
Ольга Головка