Владимир Фесенко о кризисе доверия и новом майдане уже после первого тура президентских выборов

Читати українською
Майдан, Беркут

Почему выборы в следующем году будут особенными для Украины и чем именно, за кого готовы голосовать избиратели, лишь бы избавиться от старых политиков, и кто может организовать массовые протесты, не дожидаясь второго тура, рассказал гость Politeka Online Владимир Фесенко, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента»

Чем будущие выборы будут отличаться от предыдущих

Есть несколько особенностей. К сожалению, это будут уже вторые выборы в условиях военных действий. Как в 2014, так и в 2019 году — это выборы в условиях войны.

Принципиальная особенность, чего не было на других выборах — кризис доверия к элитам.

Украинцы традиционно не очень доверяют государственным институтам, политическим партиям и политическим лидерам, но все равно остается надежда на кого-то другого. А сейчас большинство украинцев не доверяют ни власти, ни оппозиции.

Потенциально среди фаворитов появились неполитики — Владимир Зеленский и Святослав Вакарчук. Люди на фоне недоверия к политикам готовы проголосовать за неполитиков. Это поиск какой-то альтернативы.

Количество кандидатов, которые, по данным социологов, могут бороться за выход во второй тур, беспрецедентно высоко. Раньше у нас за полгода-год до выборов было известно два-три фаворита, все остальные были подтанцовкой.

Семь-восемь кандидатов претендуют на выход во второй тур, а там в зависимости от обстоятельств у них может быть шанс на победу.

Чем обусловлено ​​присутствие в рейтингах фамилий Вакарчука и Зеленского

Я думаю, что здесь инициатива принадлежала социологам. Когда они полтора года назад почувствовали, что есть кризис доверия к элитам, то начали искать другие варианты.

Есть заказ различных политических сил найти таких кандидатов, которые смогли бы отобрать голоса у конкурентов. Сперва начали включать Вакарчука и Зеленского в качестве кандидатов, которые могут забрать голоса, а потом оказалось, что у них есть самостоятельный рейтинг, который к тому же растет.

Лет пять-десять в мире господствуют тенденции, когда население не доверяет своим политическим элитам и начинает голосовать за так называемые антисистемные партии, лидерами которых часто становятся люди из неполитической сферы. Украинские политтехнологи следят за международным опытом и нашей специфической ситуацией. Когда, например, Зеленскому рассказали, какие у него рейтинги, появились и люди, готовые вложиться в этот проект с прицелом на парламентские выборы.

Идея использования неполитической фигуры на парламентских выборах появилась лет 13 назад. Но в последний момент Данилко отказался, поэтому проект не сработал. Я не исключаю, что на этих выборах сработает.

Для многих участников президентская кампания не самодостаточная цель, а скорее платформа для разогрева и разбега, то есть трамплин, чтобы получить желаемый результат на парламентских выборах.

Учитывая процесс децентрализации, слабость административного ресурса по объективным и субъективным причинам, можно попробовать сфальсифицировать голосование. Сфальсифицировать результаты выборов на уровне ЦИК практически невозможно. В составе ЦИК представители разных политических сил, максимум, на что она может повлиять — признать или не признать голосования в отдельных округах. Сфальсифицировать можно на участках, через подкуп избирателей.

Может возникнуть кризисная ситуация во время объявления результатов первого или второго тура выборов. Сейчас есть целая группа потенциальных кандидатов, которые борются за выход во второй тур, разрыв между ними составляет несколько десятых.

При таком разрыве между вторым и третьим кандидатом тот, кто займет третье место, скажет, что выборы сфальсифицированы. Если у этого кандидата есть мобилизационный ресурс, он может попытаться организовать какой-то майдан, не признавая результаты голосования уже в первом туре.

Напомним, я кандидат технических наук, а не технический кандидат: Гриценко жестко прошелся по своим оппонентам.

Как писала Politeka, интересует только удовлетворение потребностей: Мураев выдал очередную порцию кремлевского бреда.

Также Politeka писала, что разоблачен кощунственный замысел Тимошенко: Украина могла капитулировать перед Путиным еще в 2014 году.


Силы беспилотных систем: эксперт рассказал, почему Украине нужен новый род войск

"Очень серьезно усложнится": украинцев предупредили о рисках прорыва оккупантов на Харьковщине

Очередная волна наступления оккупантов: какие направления сейчас под угрозой, эксперт раскрыл тактику россиян

Оккупанты испугались повторения ситуации, как на "Азовстали": что сейчас происходит в районе Авдеевки

Наступление ВСУ в 2024 году: раскрыта печальная правда о сроках и условиях продвижения украинских войск

Оккупанты продвинулись, украинцев предупредили об угрозе на нескольких направлениях: "Противник может попробовать..."

Это происходит и с Авдеевкой: эксперт раскрыл хитрую тактику врага, как продвигается наступление оккупантов

Угроза повторного наступления на Киев и север Украины, эксперт раскрыл детали: "Нужно быть готовыми"

Названа цель ракетных атак по Украине: "Нужны ощутимые достижения"

Путин планирует воевать до 2026 года: эксперт рассказал, почему не стоит реагировать на такие заявления

Что ждет Украину зимой, стали известны планы окупантов: "План боя имеет смысл"

Главная битва этой зимы уже началась, оккупанты не жалеют сил: "Устраивает мясорубки..."

За все нужно платить, поэтому я был готов, - Олесь Доний о своем заключении за борьбу за независимость Украины

Ситуация на фронте может измениться в любую секунду, что известно: "В последние недели..."

Военный эксперт Александр Мусиенко объяснил, как нужно работать с информацией во время войны: «Есть вещи, которые нужно не разглашать»

Это лучше, чем зерновое соглашение, которое было раньше с участием россии, - Алексей Буряченко о новом зерновом коридоре

Об этой части наступления не сообщали: оккупанты пустили в ход новый "козырь" на двух направлениях, детали

Самая тяжелая зима для Украины: эксперт рассказал, что нужно срочно сделать

Когда закончится война в Украине: эксперт рассказал, какой план есть у США

Показать еще