Анатолий Гриценко о бандитской логике Порошенко и прямых переговорах с Путиным
Что сейчас происходит во власти, почему Порошенко уже неинтересен, как решить вопрос Донбасса, когда украинцы станут состоятельными, почему сейчас каждый год за пять, а также о своих ключевых тезисах как будущего президента рассказал гость Politeka Online Анатолий Гриценко, лидер партии «Гражданская позиция»
Почему теперь будет 17 членов ЦИК, а не 15
Вы выбрали гигиеническое слово «компромисс». Кого интересует, 15 их или 17? Людей интересует, чтобы был закон, чтобы комиссия, которая является калькулятором, зафиксировала, кого граждане хотят видеть у власти. Эти все игрища имеют одну фамилию — Порошенко. В Конституции четко написано, что президент вносит кандидатов в ЦИК. Порошенко знает, что эта комиссия уже давно нелегитимна, она уже фиксировала результаты выборов, которые можно поставить под сомнение. Однако все эти игрища продолжаются: как разложить наперстки так, чтобы один человек по фамилии Порошенко, не имея поддержки на выборах, мог через ЦИК нарисовать себе победный результат.
А на самом деле, если посмотреть процедурно, не было возможности зарегистрировать альтернативные законопроекты. Все быстренько, бегом-бегом — и «ребята договорились». В нормальных правовых странах, где используются стандартные процедуры голосования, как у нас, вопрос, кто будет сидеть в ЦИК, никого не интересует. Люди должны определиться, кого они хотят видеть президентом, в парламенте, городским или поселковым головой. А если кто-то хочет играть в наперстки, то я этого кого-то предупреждаю, что эти вещи плохо закончатся.
Почему президент настаивал, чтобы в ЦИК было его большинство
Пригласите Петра Порошенко, пусть расскажет. В моем понимании это иррациональная бандитская логика. Надо быть гарантом Конституции, соблюдать законы — и все. Я пойду на выборы — таких игрищ вы не увидите и близко, чтобы я подтасовывал под себя состав комиссии. Или это мораль, искренняя и откровенная позиция к людям, или это игрища: с государственными заказами, зарабатывании на крови солдат, разговоры о реформах вместо реальных позитивных изменений. Когда приближается время уходить, президент начинает что-то придумывать.
Президент анонсировал на прошлой неделе, что сегодня станет говорить неожиданные вещи
Неожиданно из рационального и действительно полезного для страны было бы только одно: «Я, Порошенко Петр Алексеевич, искренне хотел, но не смог. Я составляю полномочия. Идите на досрочные выборы, пусть кто-то другой моральный, профессиональный, патриотический поведет страну вперед».
Вот это было бы неожиданно и правдиво. А что он там зачитает с того, что ему напишут, меня совершенно не интересует. У президента есть кредит доверия после избрания. У Петра Порошенко он был очень большой и мощный. Я ему тогда сказал: «Петр Алексеевич, ты можешь стать памятником. Ты получил ответственность за дела в стране в кризисном и крайне сложном этапе, да еще и агрессия. Ты можешь проявить себя и войти в историю, или вляпаться в историю». Он вляпался.
Сейчас, на пятом году, когда фактически видно, куда оно идет для действующей команды, это Титаник, выступать с какими-то неожиданными стратегическими вещами уже поздно. Первые сто дней президентства у Порошенко было почти 55%, он во всех областях победил сразу. Я его поздравил и пожелал успехов.
Чиновники сидят дрожат, олигархи разбежались и смотрят, чем оно все закончится — тогда и делай, тогда вперед в НАТО, ЕС, к Томосу, реформам, заключении трех друзей, повышению стандартов и тому подобное.
А что он будет рассказывать на пятом году, когда все развалилось, неинтересно.
Нужны ли сейчас изменения в Конституцию, предложенные президентом
Нам нужны изменения в стране. Конституция — это важнейший документ, но реальная жизнь важнее. Поэтому для меня важно то, что происходит в стране, со знаком плюс или знаком минус. Можно записать в Конституцию стратегическую цель — вступление в ЕС и НАТО? Можно, очевидно запишут. Но эта стратегическая цель уже записана в действующих документах, которые называются законами, которые обязательны к исполнению.
Почему мы не двигаемся вперед? Потому что не может оффшорный президент вести страну в ЕС.
Президент, который манипулирует ЦИК, не выполняет конституционные требования, держит бизнес, зарабатывает на крови, слепотрастовый, который оброс всеми этими схемами, не может вести страну в ЕС. Этому не верят, а верят реальным делам. Хотите? Ведут! Поднимайте стандарты жизни, защиту прав и свобод человека, сделайте так, чтобы был суд, доступный бедному и богатому, чтобы люди свои деньги вложили в банки и не боялись, что их украдут. Это приближает страну к ЕС. А то, что мы 100 раз запишем это в разных законах — не приближает. Дела важнее для меня, моей команды и всех людей, чем просто лозунги, даже если они и правильны.
Почему вырос рейтинг Порошенко
Это технологические вещи, которые меня мало интересуют. Не изменилась перспектива переизбрания Порошенко П. А., у него шансов нет. Уровень тех, кто ненавидит власть и его как олицетворение власти, не изменился. Людям нужны зрелища и хлеб. Хлеба нет. Добавились зрелища, хорошо организованный красивый парад. Люди восприняли это как признак патриотизма, государственности и тому подобное. Кого-то это убедило. Неважно, что он вкладывал в эти действия пиар — люди слушают, что им говорят.
Кого убедил Томос, кого-то — изменение Конституции и тому подобное. Но это стратегически не меняет суть. Зрелищ вдоволь, люди хотят видеть хлеб. Сейчас людям скинут на голову очередное повышение цен на газ. Цены растут и там и сям: в магазинах, аптеках и тому подобное. Люди это чувствуют, их не обманешь. Образование, медицина не становятся более доступными. Если у кого-то, не дай Бог, серьезная болезнь, собирают по всему миру человеку на операцию. Люди чувствуют себя в опасности — здесь надо работать. Осталось 6,5 месяцев до дня голосования. Власть уже увидели и оценили для себя.
Если спросить людей, как они относятся к власти, будут преимущественно нецензурные слова. Пусть они спросят, а потом выйдут с ежегодным посланием.
Могут ли США снять санкции с РФ, если Украина не будет решать с ней конфликт
Я имел продолжительный разговор с Куртом Волкером и другими людьми, которые действительно прилагают усилия. Нам надо поддержать международное присутствие, чтобы быстрее побудить Кремль к прекращению агрессии и мирному решению конфликта. В этом смысле Курт Волкер и другие абсолютно последовательны. Наших партнеров бесит то же, что и нас с вами. Когда говорят одно, думают другое, а делают третье, когда обманывают граждан Украины, а теперь еще и обманывают иностранных партнеров, когда записывают какое-то обязательство, а потом его не выполняют.
Все уже устали, поэтому проводят встречи с потенциальными победителями избирательной кампании: какой будет Украина при вашей команде, как вы будете решать те или иные вопросы и тому подобное.
Будет четко проведена линия национального интереса Украины, за которую не ступит никто. Между линией Америки, Европы или Китая и нашей есть пространство для поиска взаимно выгодных договоренностей. Если нет взаимной выгоды, никаких договоренностей быть не может. Ключевое, что отличает нашу команду от того, что делают сейчас — если мы договоримся, то это будет сделано 100%. А сейчас соглашаются на что-либо, а потом не выполняют. Врут и людям, и иностранным партнерам. Таких спокойных людей, как Курт Волкер, трудно вывести из себя, но даже они показывают, что хватит.
Должна ли Украина вести прямые переговоры с главарями псевдореспублик и что об этом думает Курт Волкер
Надо понимать стратегическую задачу для страны и для нашей команды. Мы должны обеспечить, — а значит, создать условия — не краткосрочного перемирия, которое периодически прерывается на обстрелы. Гибнут военные и гражданские, это длится так долго после подписания соглашений, говорить о возможности такого мира не приходится.
Нам нужен длительный мир, когда мы сможем спокойно объединить то, что было у нас украдено, на новой экономической базе, под флагом Украины, чтобы там не было российского рубля, ФСБ и т.д., чтобы мы жили спокойно.
Если для этого нужно провести переговоры с кем-то, все равно с кем — следовательно, они будут проведены, но не надо иллюзий. Плотницкие, захарченки, пушилины — эти фамилии не значат ничего. Мы должны понимать, что решение об агрессии принимали не они, поэтому и решение о прекращении агрессии будут принимать не они. Это подтанцовка, которую зачищают. Решение принимали в одном кабинете — в Кремле.
Сейчас продолжаются все эти переговоры — оно что-то дало? Нет, потому что нет принципиального решения. Здесь важно сотрудничество с ЕС, Британией, Америкой и другими государствами, чтобы это побудило Россию к прекращению агрессии, чтобы у нас был покой и мир. На достижение этой задачи работает политика, дипломатия, экономика, санкции, усиление безопасности и многие другие факторы.
Здесь должна быть мудрость президента, потому что он главнокомандующий и дипломат, чувствует настроения людей и знает, что будет воспринято украинцами как достойные условия, а что — как капитуляция.
Надо пройти этот сложный путь, но с достижением той цели, о которой я сказал. Это возможно только после завершения выборов. С командой Порошенко идти на стратегические договоренности не будет никто.
О возможности проведения переговоров нового президента с Путиным с глазу на глаз
Это не даст результата. Мы пробовали это из опыта прямого и косвенного общения Меркель, Олланда, Порошенко, Макрона, Трампа и других. Путин иногда изъявляет желание искать решение, а на следующий день говорит «ихтамнет», «гражданская война», «путч» и прочее. Еще не дожали настолько, чтобы они были готовы искать решение. Двусторонние переговоры с кем угодно не дадут результата. Если бы дали — уже давно поехали и подписали бы. Важно, чтобы за столом переговоров были не только Украина и Россия, но и наши иностранные партнеры, мощные экономически, дипломатически и тому подобное.
О «нормандском формате»
Нет иллюзий, он не живет проблемами Украины. В мире никто не просыпается с мыслью, что же сделать для Украины. В каждой из стран есть куча собственных проблем. У них тоже есть выборы, тоже бизнес, интересы которого давят на власть. Мир в этом смысле не такой моральный, честный и эффективный, как мы того хотим. Многие среди тех, кто приезжает к нам, целуется и обнимает, людей, которые забыли об Украине, потому что у них много своих проблем.
Что надо?
- Чтобы мы сами этого хотели;
- Чтобы украинская власть имела доверие и поддержку людей.
Порошенко может ездить куда угодно и рассказывать о своих реформах, но здесь живут послы, которые все видят, им лапшу на уши не повесишь.
Когда мы сильны духом, экономически, объединены, усиливаем свою безопасность и показываем зубы там, где надо, делаем положительные шаги, которые убеждают наших партнеров, что мы на правильном пути, этот путь приведет к тому, что нас будут уважать в мире, Украина будет держать слова и ее интересы будут учитывать все — тогда это будет быстрее. А когда власть проваливается, обросла оффшорами и т.д., то она на крючке, закрывает ворота и может сдавать интересы Украины. Надо выбирать тех людей, которые не будут на крючках, которым нельзя закрыть рот, на которых нельзя нажать, чтобы они сдали интересы Украины.
Какие политики в ближайшее время могут поддержать Гриценко
Сообщения о назначении в штабах я публикую у себя в Фейсбуке. Вопрос о том, кто возглавил избирательный штаб, не решен. Но моя позиция не изменилась. Мы должны идти объединенной командой. Я общался с Виктором Чумаком, партией «Сила людей», чтобы найти взаимопонимание. Мы искренни в этом смысле. Но надо учитывать фактор времени. Если раньше мы могли говорить теоретически о каких-то меморандумах, декларациях и т.п., то сейчас стрелка движется только в одном направлении.
Когда мы видим, что тот же Порошенко через админвертикаль развернул все, то осознаем, что пора принимать решения и двигаться вперед. Мы будем благодарны всем, кто подставит плечо и станет рядом. Это ответственность не за выборы, победу, проведение Анатолия Гриценко на Банковую и т.д. — это ответственность за страну, чтобы она не летела в пропасть, чтобы ответы на вопросы о мире, коррупции, честных выборах, защищенном бизнесе и собственность человека, здоровья и т.д. решили быстрее.
В той силе, которую мы сформировали, сейчас две политические команды: «Гражданская позиция» и «Народный контроль». Я благодарен политсиле «Альтернатива», которая свернула свою деятельность и вступила в нашу партию. В команде Егора Фирсова очень много интересных людей. Мы ведем переговоры и консультации параллельно с работой с другими партиями. Я обращаюсь к «Самопомощи», «Силе людей», «Демальянсу», «Хвыле» Чумака и всем партиям и общественным объединениям и деятелям различных калибров, как, например, Святослав Вакарчук — мы должны объединиться и вместе менять страну. В этом смысле мы движемся абсолютно логично и последовательно.
Это не просто президентские выборы, это интенсивная работа на пять или более следующих лет. Год за пять с физическими и психологическими усилиями, но это надо сделать.
Из этических соображений я не хотел бы говорить вместо коллег. Мы общаемся, очень симпатичные люди в составе «Самопомощи», некоторых я искренне поддерживаю. То есть мы идеологически близки. Когда определятся, они об этом сами скажут.
Ключевые тезисы в качестве кандидата в президенты
Восстановить доверие морально, включить возможности — их еще называют социальным лифтом — чтобы каждый ребенок не искал потом счастье в Португалии или Подмосковье, а мог себя реализовать в собственной стране. Если у нее есть мораль, разум, государственная позиция — пусть идет к власти, чтобы там не сидели пашинские с розенблатами, а были действительно ответственные люди. Чтобы государство стимулировало работу бизнеса, а бизнес даст ответ на все вопросы — от пенсий, зарплат, поддержки слабых — до достойного образования, науки, промышленности, потому что без этого не будет страны.
Мы отработали все механизмы: что сделать, чтобы восстановить доверие к суду, как снизить коррупцию до 10%, как во многих странах, чтобы она стала аномалией, а не нормой. Если бы наверху был не олигарх, а достойная команда, пирамида сразу превратилась бы в трапецию.
Я не Порошенко, чтобы заниматься микроменеджментом, я выбираю сильных людей на сильные участки, даю им стратегическую задачу и время — они работают, а потом отчитываются. Президент может многое, но именно команда делает все дело.
Мы выбираем на ключевые посты по несколько человек, чтобы не ошибиться, разрабатываем план действий, кто и что будет делать по обороне, финансам, внутренней безопасности, чтобы не крышевали теневой бизнес, не прослушивали наши с вами телефоны, не валили экономику, расследовали дела и тому подобное. Это зависит от президента, а дальше работает команда.
До 31 марта мы представим министра обороны, министра иностранных дел, председателя СБУ, генпрокурора, главу Нацбанка.
Напомним, пропагандисты Кремля активно пиарят Тимошенко, в соцсетях заговорили об измене.
Как писала Politeka, отличный выбор: известная журналистка стала пресс-секретарем Гриценко.
Также Politeka писала, что пугает реваншем, но покрывает олигархов: журналист рассказал о тайном «заговоре» президента.