Владимир Цибулько о выборах как шашлыке и голосовании за черта с рогами от власти
Есть ли у президента Порошенко реальные шансы на переизбрание и сколько процентов голосов может обеспечить ему админресурс, рассказал гость Politeka Online Владимир Цибулько, политолог. Ниже — ключевые тезисы
Почему Петр Порошенко поднялся в рейтинге
Он не поднялся. В предыдущих рейтингах 4-5 место Порошенко было своеобразной психологической манипуляцией, поскольку разрыв между, например, третьим и пятым местом составлял 0,2-0,3%, при том, что погрешность составляла до 2%.
Эта манипуляция должна была породить в людях подозрение, что это все сценарий 2010 года, и Петр Порошенко, как Виктор Ющенко, безвольно проваливается в избирательной кампании.
Только тогда реальным кандидатом от власти был не Ющенко, а именно Юлия Тимошенко.
Конституция, которая действовала тогда, действует и сейчас: президент отвечает за международные отношения и оборонную политику. Но при внешней агрессии вес внешнеполитического фактора резко возрастает.
Мы выбираем не главного феодала, а верховного главнокомандующего, который не имеет влияния на судебную ветвь власти и прокуратуру. Он имеет реальное влияние на силовиков. И то после принятия закона о национальной безопасности это все дрейфует к тому, что Служба безопасности будет реформирована по европейскому образцу.
У президента самая большая фракция в парламенте — это является свидетельством той модели, которая очень напоминает французскую или польскую, где после президентских выборов происходят парламентские, и по инерции президент получает персональную фракцию, всю ответственность за исполнительную власть.
У нас единолично ни одна из партий не способна взять власть, поэтому мы обречены на коалицию.
Конец 1990-х отличался постоянной фрондой парламента против президента. Сейчас же есть определенная гармония. Это особенно важно во время агрессии против Украины.
Те пять политсил, которые подписали коалиционное соглашение, через год по-тихому сдрейфовали в надежде, что избиратель ничего не заметит, что оппозиции легче будет на следующих выборах отвоевать себе больше власти.
Владимир Гройсман в ходе премьерских международных визитов, кроме задач исполнительной власти, очень часто делал политические заявления.
О Гройсмане как поставщике голосов для Порошенко
Если суммировать голоса за похожих кандидатов из схожих ниш, то, действительно, невыдвижение Гройсмана во время выборов добавляет Порошенко где-то 25-30% голосов. Это резерв второго тура.
Существует определенная политическая традиция, когда украинцы с государственной орбиты: бюджетники, силовики и т. д., — очень часто голосуют за кандидата от власти. Если бы был выдвиженцем черт с рогами, но от власти, он все равно набирал бы 13-15%.
Последний опрос дал интересную нишу — неопределенный кандидат, 15%. Это и есть кандидат от власти.
Сейчас меряется персональный электорат Петра Порошенко. Но никто не учитывает структурный потенциал его политсилы. У Анатолия Гриценко в рейтингах 7-8%, а его партия на местных выборах набирает 0,1%. Эта политическая сила не персонализирована, все упирается в качество структуры.
Социологи не способны проектировать логику самой кампании. Обычно они проектируют линейную кампанию.
Порошенко на местах может быть гораздо привлекательнее, чем его образ. По количеству доверенных лиц кампания Порошенко будет, пожалуй, самой мощной.
Получается своеобразный шашлык: кусочки мяса на местах нанизываются на шампур определенной избирательной стратегии.