Николай Томенко: президентская кампания может превратиться в цирк, который будет дорого стоить
О большом количестве потенциальных кандидатов в президенты, технических и проолигархических кандидатах, уровне презентативности будущего президента и торможении избрания нового состава ЦИК рассказал гость Politeka Online Николай Томенко, лидер партии “Общественное движение “Родная страна”.
О баллотировании Онищенко в президенты
Это грустная история. Если в целом проанализировать то, что происходит, можно прийти к выводу, что с разных сторон — и властью, и оппозицией — готовится некая клоунада, буффонада, эрзац президентской избирательной кампании. Во-первых, фантастическое количество совершенно левых людей, которые не ассоциируются со стратегическим видением Украины.
Если взять Онищенко, то он финансово сотрудничал и решал вопросы для режима Януковича, потом — для режима Порошенко, а теперь он рассказывает, как занимался политической коррупцией в Украине. Для него участие в президентской избирательной кампании — это, с одной стороны, пиар, а с другой — откровение о нынешнем преступном режиме. Смысл президентской избирательной кампании немного в другом — предложить стратегию развития страны, команду, которая могла бы ее осуществить, чтобы политической коррупции и преступного режима не было.
Если вы участник преступного режима, то вам президентские выборы нужно обходить десятой дорогой.
У нас, по статистике президентских кампаний, самая грустная история была в 2004 году. Тогда было зарегистрировано 26 кандидатов, а осталось, кажется, 24. Самые спокойные выборы были в 1991 году, когда было шесть кандидатов в президенты. Если так пойдет и дальше, может быть установлен рекорд по численности, то есть зарегистрировано более чем 25 кандидатов.
Это плохой рекорд. Речь обычно идет о 2-3 серьезных альтернативах. Есть много клоунов. Понятно, что он десятый помощник какого-то министра, а этот министр, чтобы чувствовать себя пафосно и значимо, выдвигает своего кандидата. Этот кандидат где-то на побегушках у какого-то олигарха. Наши олигархи будут выдвигать по несколько кандидатов. От Ахметова будет несколько кандидатов, от Коломойского, от Фирташа, Левочкина, Пинчука.
О возможных переговорах Тимошенко с Коломойским
Тимошенко точно не будет представлять олигархов. Смешно, чтобы системные кандидаты, которые имеют вес и статус, договаривались с кем-то одним. На самом деле олигархи с ними договариваются, чтобы уверенно себя чувствовать. Я имею в виду тех кандидатов, которые в основном набирают небольшое количество голосов, то есть их специально готовят против какого-либо кандидата.
У Ляшко, например, одна функция, у Зеленского — другая. Все прекрасно понимают, что эти люди точно не являются серьезными игроками на президентской избирательной кампании.
Возможно, среди таких, которые наберут наибольшее количество голосов, если будут баллотироваться — Зеленский и Вакарчук, по сравнению с десятым эшелоном, которые будут просто политическими собачками олигархов. Такое количественное засилье для игры олигархов, наверное, интересно, также интересно для электоральной истории, но для Украины это плохо. Представьте: мы стараемся сделать сознательный выбор. Желательно запретить политическую рекламу, особенно на президентских выборах, потому что на них должны идти люди, о которых мы все знаем. Нам важно услышать, что они конкретно предложат для страны, с кем и как они это будут делать.
30 дней избирательной кампании ежедневно мы слышим презентации, дискуссии кандидатов в президенты. Если будет 25 кандидатов, то как мы их поделим, как организуем эти дебаты? Это будет цирк, который может дорого стоить. С одной стороны, он может перерасти в войну. Представьте себе ситуацию, что такое большое количество людей баллотируются, во второй тур зайдут случайные люди, которые будут иметь не самую высокую поддержку общества, голоса будут растянуты.
Президентом могут избрать человека, за которого проголосуют 15% от общего количества населения.
Условно говоря, во втором туре на выборы придут 40%, а из них за президента проголосуют половина. О какой легитимности и высокой степени презентативности может идти речь?
О ситуации вокруг ЦИК
Наша команда Нормандского движения ежедневно пытается привлекать экспертов, чтобы определить системные вещи для страны, которую мы строим, правила игры. Сейчас состав ЦИК не могут определить из-за того, что “Народный фронт” и группа партий, которые потеряли рейтинг, боятся, что президент может воспользоваться и пойти на новые парламентские выборы.
У нас возникла такая история, что мы обвиняем преступный режим Януковича, который незаконно изменил Конституцию и сделал страну почти президентской республикой, во время Революции Достоинства вернули парламентско-президентскую республику, но никто из действующей власти, коалиции как тайной организации – потому что никто не знает, кто туда входит – не сделал это институционально. Эта норма, что президент подает всех членов ЦИК, отвечает президентско-парламентской модели. Если это парламентско-президентская модель, то должно быть 50/50.
Владислав Дзивидзинский: нынешняя власть заигралась в укрепление своего влиянияПочему президент решил, сколько кандидатов должно быть от БПП, НФ и т. д. То есть у президента сейчас будет или 90%, или 80%. Оппозиционные фракции, такие как “Самопомич”, “Батькивщина”, не совсем правильно поступили, потому что от них один человек, да и тот может не пройти. Президент десять раз говорил, что он не будет менять Конституцию, будет первым президентом, который не борется за полномочия. Нужно было внести изменения в закон о ЦИК, изменить процедуру подачи, тогда ЦИК действительно была бы конкурентной. На закон о выборах президента, на политическую рекламу, на использование админресурса необходимо обратить внимание.
Если так пойдет и дальше, то президент ежедневно будет перерезать ленты. Он сказал: “Я не кандидат в президенты, я действующий президент, который помогает стране”. Это смесь брежневизма и манипуляций, а не президентская избирательная кампания. Есть каналы, которые ведут одного кандидата, но это неправильно. Порошенко показал, не отказавшись от “5 канала”, что может быть и такая история.