Николай Томенко о выборах в Раду и борьбе за президентство
Закон о выборах
Кабинет министров решил ужесточить закон о выборах. Есть три особенности этого решения. Во-первых, правительство и команда Гройсмана и “Народного фронта”, или тройка Гройсман-Яценюк-Аваков, объявили о фактическом начале объединенной избирательной кампании в Украине.
Понятно, что президентская кампания является подготовкой к парламентской избирательной кампании. Они сказали, что это главный вопрос, рассмотрели его первым в прямом эфире. Это означает, что они хотят влиять на характер избирательной кампании, будут контролировать ее.
Также сказали, что они — это не Порошенко, то есть что-то иное, отдельный субъект, с которым нужно вести переговоры и договариваться. Более того, они, вероятнее всего, будут определять правила избирательной кампании — и парламентской, и президентской.
Во-вторых, фактически эта команда сказала, что все события, которые будут происходить в Украине — это элемент президентской избирательной кампании, поэтому не стоит ожидать от правительства прагматично-экономических решений.
Если послушать риторику — это все предвыборные речи. Никогда многие министры не выступают, когда рассматриваются их вопросы, потому что нечего сказать, а сегодня министр экологии, министр молодежи и спорта и другие, которые не так часто хвастаются своими достижениями, когда речь шла о выборах, о том, как их модернизировать, активно выступали как политики и политтехнологи. Их нельзя было остановить.
Все обрадовались, что можно заниматься предвыборной риторикой, а не своими непосредственными полномочиями. Правительство, министры и должностные лица как активисты своих партий будут заниматься предвыборной кампанией, несмотря на заявления, что они вне политики.
В-третьих, похоронили все предвыборные обещания, документы коалиционного соглашения и прочее. Я удивляюсь общественным активистам, которые с радостью говорят, что наконец-то мы достучались до власти — теперь нельзя будет бесплатную водку разливать на выборах и гречку раздавать. У нас чиновники и бизнесмены знают, как обойти нормы закона и продолжать это делать.
Фактически они выступили союзниками власти, закрепив мажоритарку. Зачем менять закон о мажоритарных выборах, если вы поклялись кровью перед украинским народом и международным сообществом, что мажоритарки как коррупционной системы никогда не будет, а будут партийные списки? Это говорит лишь о том, что власть ничего не будет делать, чтобы были открытые партийные списки, поскольку понимает, что без мажоритарных округов она обречена на проигрыш.
Во время презентации очень четко заявили, что вносятся изменения, что эти злоупотребления, прежде всего мажоритарные составляющие, а на сегодня 198 мажоритарных округов, действующие депутаты не смогут осуществлять, они будут равны с другими кандидатами. Это четкая позиция, что речь идет о совершенствовании и косметическом ремонте мажоритарной составляющей. Но ведь раньше все стояли на позиции, что ее вообще не должно быть, должна быть другая модель.
Если раньше мы подозревали президента в том, что он умрет в политическом смысле слова, но от мажоритарки не откажется, то теперь очевидно, что и правительство скорее умрет, чем откажется от мажоритарки. Это плохая новость.
Это означает, что правительство и команда Гройсмана и Яценюка не только будут принимать активное участие в предвыборной кампании — они не видят больших шансов для себя в пропорциональной составляющей, поэтому будут совершенствовать мажоритарную, чтобы сохраниться при власти. Для большинства серьезных политиков и экспертов это плохой сигнал.
Сегодня нужно делать все, чтобы запретить раздавать гречку и в пропорциональной, и в мажоритарной составляющей. Избирательную систему необходимо менять — это одна из базовых ценностей Майдана. Мы видели, как Янукович скрутил мажоритарщиков в рог и заставил голосовать за диктаторские законы. Теперь новая власть будет скручивать мажоритарщиков. Пока у нас мажоритарка, говорить о каком-то продвижении не приходится.
Гройсман против Порошенко
На парламентских выборах однозначно будет отдельная команда Гройсман-Яценюк-Аваков. Это будет микс из слов “европейский” от Гройсмана и “народный” от “Народного фронта”, а-ля европейская народная партия. Она будет в тренде европейских политиков, потому что это ключевая партийная структура. Это европейские центристские партии, поэтому для Яценюка-Гройсмана выгодно позиционирование себя как правильных европейских политиков в Украине. Они будут лепить эту политическую силу и идти отдельно. Мажоритарка для них, как ни странно, также очень важный момент, потому что без мажоритарки они много не наберут.
Что же касается президентских выборов, то я сомневаюсь, что возможно такое объединение. Яценюку придет конец, если он пойдет на президентские выборы, Гройсману — тоже.
Есть две линии поведения: либо Гройсман идет на президентские выборы, либо выступает гарантом проведения честной президентской кампании, не вмешиваясь в нее, потому что Порошенко как гарант является участником избирательной кампании. Это своеобразный месседж Порошенко, что пусть баллотируется, а Гройсман как премьер-министр в парламентско-президентской республике сделает так, чтобы он не пользовался админресурсом, чтобы была честная предвыборная кампания.
Гройсман с Яценюком будут якобы правильными людьми, ведь они помогли провести честные выборы и отчитались Европе. Это новая миссия Авакова, Яценюка и Гройсмана, которые не хотят агитировать за Петра Алексеевича и не имеют своего сильного кандидата. Они придумали фишку быть гарантами честной и демократической смены власти в Украине.
Если они выступят гарантами, а Петр Алексеевич, не дай Бог, снова станет президентом, то ни Яценюк, ни Гройсман не станут премьер-министром или председателем Верховной Рады. Для них это тоже риск.
Если анализировать их поведение, можно прийти к выводу, что они понимают, что вероятность победы Порошенко не очень высокая, лучше им потихоньку дистанцироваться от него, чем слиться в одну братскую политическую могилу. Все худшее они хотят оставить Петру Алексеевичу и его дорогим друзьям, чтобы показать, что они были реформаторами и демократами у власти, а не коррупционерами, барыгами и т. д.
Сегодня происходит раздвоение власти. “УДАР» и некоторые очень оптимистичные депутаты в БПП голосуют за большинство, говоря, что они категорически против Петра Порошенко. Это украинская хитрость. Эти критики Порошенко боятся выходить из фракции, потому что они шантажируют власть и получают какие-то деньги из бюджета.
Я считаю это политической трусостью. Можно хотя бы из коалиции выйти. Получается, что они несут ответственность и за президента, потому что входят в БПП, и из коалиции не вышли, потому что для них важен контакт с премьер-министром и министрами, ведь они там тоже зарабатывают деньги, лоббируют какие-то вопросы.
Они дважды трусы, потому что и статус и возможности боятся потерять, и мандат и неприкосновенность. Это типичный образец поведения украинского политика — днем говорить, что ты честный и принципиальный, а утром договариваться с политическими оппонентами или делить бюджетные средства.