Наталья Ковалко о репутации Украины и лекарстве от тотальной коррупции
Во-первых, уровень борьбы с коррупцией следует оценивать с точки зрения статистики: какие органы существуют и что произошло. В Украине на сегодняшний день достаточно органов, которые могут и должны бороться с коррупцией — их 11. Наиболее известные: НАБУ, НАПК, Специальная антикоррупционная прокурора, Прокуратура, Госбюро расследований, Министерство юстиции Украины, два агентства, комитет Верховной Рады, СБУ, полиция и т. п. Плюс мы сейчас ожидаем создания специального Антикоррупционного суда, который должен быть отправной или сдерживающей точкой, которая определенным образом повлияет на уровень коррупции в стране. Однако статистика говорит о другом. Несмотря на такое количество мощных органов, мы видим, что Украина сейчас на 131 месте из 176 стран по уровню коррупции. Это очень плохо.
Я не знаю, где еще в мире так много органов, которые занимаются антикоррупционными вопросами. К тому же, по исследованиям известной компании, Украина занимает первое место из 41 страны (в частности стран Африки) по уровню коррупции. Большинство населения Украины считает, что на сегодняшний день нет органа, который действительно эффективно работает по предотвращению коррупции.
С другой стороны, есть статистическая оценка международных компаний, которая говорит о том, что в нашей стране более 80% населения считает, что за 27 лет ничего не изменилось в борьбе с коррупцией. Сюда можно добавить прошлогодний отчет наших антикоррупционных органов, что более 2800 дел были направлены с обвинительными актами в суд, чтобы лицам были предъявлены обвинения в совершении коррупционных правонарушений.
Как мы с вами ощущаем этот уровень борьбы с коррупцией? Мы чувствуем, что что-то изменилось? Лично я — нет. Можно говорить о статистике, показывать борьбу органов, делать классные отчеты, но если рядовой гражданин не чувствует каких-либо изменений, тогда говорить об изменениях в государстве в этом направлении просто невозможно.
Даже не все понимают, что такое коррупция. Коррупция — это когда конкретная личность, которая имеет возможности и полномочия выполнять от имени государства соответствующие функции, получает неправомерную выгоду либо обещания или предложения такой выгоды. Неправомерная выгода это не только деньги, но и нематериальные активы, то есть то, что этот человек получит, пользуясь своими полномочиями вне закона и вопреки моральным нормам.
К сожалению, не все граждане понимают, что они ежедневно своими поступками на своем уровне совершают маленькие вещи, которые в дальнейшем влияют на общий уровень коррупции. Коррупция это не явление, которое откуда-то прилетело и теперь у нас есть. В мире не существует такой страны, в которой не было бы коррупции. Но в нашей стране уровень тотально высокий, поэтому все об этом говорят. Это влияет на то, что население Украины сегодня вообще не доверяет государственным органам власти.
Валерий Карпунцов о «безиммунитетной» Савченко и новоназначенных руководителяхЧасто спрашивают, почему в Украине такой уровень коррупции. Мы почти Европа по стандартам, территориально. В принципе, можем взять позитивные модели, чтобы развиваться. Однако есть политические, экономические и правовые причины коррупции в Украине. Политики злоупотребляют властью, нет нормальных прозрачных условий для существования бизнеса, изначально не было системы антикоррупционных органов, теперь она есть, но нет эффективного механизма, который обеспечил бы ответственность лиц, совершивших коррупционное правонарушение. Вы слышали в последние годы о каких-то громких делах, чтобы кто-то кого-то посадил за решетку? Нет такого, потому что и здесь коррупция. Дела до суда не доводят.
Однако, по моему мнению, главная причина коррупции кроется в социально-психологическом отношении. То есть все граждане Украины привыкли жить в тех условиях, в которых живем. Это действительно удобно. Зачем что-то менять, если это тебе приносит определенные дивиденды? Это как: «Почему ему можно, а мне нельзя? Я же тоже налогоплательщик». Это безответственное отношение.
Сейчас в стране наступило то время, когда, если не остановиться, не начать с себя, ничего не изменится. Нельзя ничего изменить, если ты против коррупции, но ведешь себя несоответственно. Это уже диссонанс. Граждане должны, каждый на своем уровне, остановиться и начать понимать, что так жить больше нельзя, это уже дорога в никуда. Можно воплощать европейские стандарты, говорить, что у нас на сегодняшний день уже работает Соглашение об ассоциации с ЕС, быть членами международных сообществ, но если человек не видит возможности защиты своих элементарных прав, потому что имеет место разочарование в суде, органах прокуратуры, адвокатах, потому что считают, что адвокаты берут взятки, то ничего не получится. В таком государстве что ни делай — не будет развития.
Главная причина коррупции — социально-психологическая, в личности человека, в том, что мы привыкли так жить, не обращать внимание на проявления коррупции, делать что-то самыми легкими методами. Чтобы не умереть, начать развиваться, каждый гражданин должен начать с себя — перестать давать взятки, брать их и изменить эту ментальность. Можно жить в других условиях. Это демонстрируют наши западные соседи.