Сергей Шабовта об антикоррупционном спектакле и борьбе с терроризмом
О терроризме и уровне преступности
Активизация террористических действий во всем мире – определенная тенденция мирового развития. Тенденции имеют мировой характер, в определенной степени объективно существуют по отношению к состоянию всего общества. Невероятно мощная волна эмиграционных процессов абсолютно прогнозируемо несла большие угрозы для спокойной жизни Западной Европы. Она нарушила правовой баланс. Мы видели, как в 2016-2017 годах трясло мир. Неужели считаем, что Украина может жить в стороне от этих процессов? Абсолютно нет. Более того, Украина входит в десятку мировых государств с самым высоким риском терроризма. Это не только внешние риски, когда обращаются к нашим правоохранителям, апеллируя к конфликту на Востоке. Это внутренние риски нашего общества, невероятная его радикализация, депрессивные процессы, когда агрессия стала нормой нашей жизни, огромное количество незаконного оружия, которое в свободном обороте.
К сожалению, правоохранительная система не может этому помешать. Это все подняло градус ожидания рисков террористических событий. Видим, что они происходят в Украине. Раздаются выстрелы, взрывы, происходят другие насильственные действия, за которыми стоят определенные лозунги. На сегодняшний день терроризм является частью жизни украинского общества. Традиционно руку Кремля доставать из кармана – большая ошибка украинской правоохранительной системы.
В этом году в бюджете предусмотрено больше денег на МВД, СБУ, Вооруженные силы. Однако, учитывая невероятный поток коррупции в Украине, не верю, что эти деньги честно используют на настоящие потребности.
Ни один коррупционный скандал внутри различных украинских структур не закончился наказанием, снятием с должности и т.п. Например, сейчас якобы исчезли определенные виды летального оружия США в наших военных структурах. Немало вопросов возникает. То же касается и использования денег в правоохранительной системе. Деньги, которые попадают в непрофессиональные руки, не могут быть эффективно использованы.
В конце года попрощались с невероятно эффективным заместителем министра внутренних дел Анастасией Деевой. А что она могла сделать? У меня нет никакого неуважения к умным женщинам, которые соответствуют занимаемой должности. Нам в смысле гендерной политики нужно еще немало работать, в Украине имеет место мужская доминанта. Но когда на такие должности назначают девочек, которые не имеют ни опыта, ни знаний, средства просто проедаются. У Деевой был свой аппарат, она получала зарплату. Очень показательный пример. Мы не знаем, сколько таких деевых еще сидят в кабинетах.
Выбрасывание денег под эгидой бюджета – также ошибочный путь. Немало взглядов звучало, что мы делаем крен на милитаризацию страны в плане денег, когда у нас их нет. Эти деньги мы берем в долг, за чужой счет пытаемся как-то усилить свои Вооруженные силы, правоохранительную систему, тогда как у нас есть кричащие вопросы, которые гораздо больше влияют на проблемы внутри государства. Например, депрессивное состояние экономики, которое людей сделало и делает бедными, они потенциально готовы совершать преступления. Они не будут поддерживать государство. У нас невероятно сократилось количество рабочих мест. Признак этого – невероятная иммиграция из Украины: до 8 млн. Мы даже не знаем, сколько нас на сегодняшний день в государстве. Перепись переносится все время. Экономические показатели, показатели преступности подгоняются под цифру, которая не соответствует действительности.
Если бы при власти были мудрые люди, они бы больше думали о том, как распределить деньги ради улучшения экономики, социальных показателей. Это успокоило бы социальную ситуацию в стране. Если люди будут жить лучше, станет меньше преступности.
Об антикоррупционном спектакле
Новые структуры: НАБУ, ГБР, САП – не влияют на ситуацию с коррупцией в Украине. Коррупция сегодня настолько влиятельна и действенна, что побеждает абсолютно все. Борьба вокруг создания Антикоррупционного суда – искусственный спектакль. Назначать туда будут тех, кто на сегодняшний день по колено, по подбородок в коррупции. Это будет фейковый инструмент, который будет имитировать деятельность.
Единственный орган, который кажется немного обособленным от политических фаворитов нашего государства – Национальное антикоррупционное бюро. У НАБУ постоянно возникают проблемы. Мы видели ситуацию, когда глава бюро просто сбежал. Давайте называть вещи своими именами. Ну, он поехал в командировку в США, чтобы получить очередную индульгенцию, что его не будет никто наказывать, его органу дадут работать. Видим невероятное противостояние между НАБУ, Генпрокуратурой, САП, я уже не говорю о НАПК. Но они все имитируют. Они прожирают кучу государственных денег. Оценивать их деятельность с точки зрения раскрытых злоупотреблений просто смешно. Там единичные случаи, которые не освещают ситуацию с коррупцией реально.
Нацбезопасность Украины: победы, поражения и сценарии на 2018 годМногие говорят, что нужна перезагрузка власти. Власть в сегодняшнем составе ничего не сделает. К власти пришли люди разными путями, чтобы использовать ее только в свою пользу. Разнообразные показатели за отрезок с 2014 года по 2018-й ужасают. Люди даже не думали что-то перестраивать, имели в виду только собственную выгоду.
С другой стороны, не очень верю в тезис о перезагрузке власти, потому там та же команда, только запасной состав, который сейчас имитирует, что он в стороне, даже где-то протестует. На самом деле перезагрузка не состоится. Никто не берется принципиально решать ситуацию.
Сегодня Украина – смесь олигархии и преступности, имеет все имитационные признаки государственности, но на самом деле все это работает только на определенные карманы. Народ исполняет миссию массы, которая должна в назначенный день кого-то выбрать. Однако эта ситуация идет нам на пользу. Европа увидела, насколько глубокие и неизлечимые процессы происходят в Украине. Существует понятие исторической диалектики. Потихоньку появляются новые лидеры, которые не загрязнены, не куплены заранее кланами. Мы сегодня стоим на грани очень сложных экономических проблем, нас заставят куда-то двигаться.