У Минфина заканчивается валюта: к какой катастрофе это приведет
У Минфина прослеживается дефицит валюты из-за того, что госбанки перестали кредитовать правительство максимально лояльно
Государственные банки выступают основными держателями внутреннего валютного долга Украины, но в начале 2019 года они стали сокращать портфель валютных ОВГЗ. Это создает дефицит валюты у Минфина, ведь с начала года государство уже погасило валютных облигаций внутреннего госзайма на $1,5 млрд. Об этом пишет ЛІГА.Финансы.
Зачастую министерство финансов пытается полностью рефинансировать внутренний долг. Но в феврале старые обязательства были покрыты новыми бумагами лишь на 41%. В этой ситуации госбанки не решились выручить правительство, потому как сами стремятся погасить свои валютные долги.
Как будет развиваться ситуация
В прошлом году Минфин должен был погасить $3,4 млрд валютного долга на внутреннем рынке. Фактически средства по этим обязательствам не выплачивались. Тогда Минфин делал новые выпуски валютных ОВГЗ на соизмеримые суммы, дополнительно пополнив бюджет через такие ОВГЗ на $680 млн.
Крупнейший покупатель «валютного» госдолга на внутреннем рынке – государственные банки. Из общего портфеля валютных ОВГЗ на них приходится $3,6 млрд, из которых половина – у Ощадбанка.
Но в 2019 ситуация изменилась – госбанки не могут активно кредитовать Минфин, ведь сами нуждаются в валюте из-за выплат по собственным еврооблигациям. В начале марта текущего года Ощадбанк уже погасил $425 млн, Укрэксим должен выплатить $375 млн 27 апреля.Также масштабное погашение должно пройти и у Укрзалізниці: $150 млн 15 марта.
Из-за такого положения дел Минфин два месяца подряд не в состоянии рефинансировать старые долги – госбанки попросту отказываются выкупать новые выпуски валютных ОВГЗ, требуя погашения старых бумаг.
Это приводит к тому, что Минфин тратит свои валютные запасы. За два месяца ведомству пришлось заплатить кредиторам $580 млн, — отмечает главный экономист Dragon Capital Елена Белан.
К тому же, в первом полугодии Украина должна выплатить $3 млрд внешним кредиторам и еще $2,3 млрд – внутреннего долга, — рассказывает начальник отдела по работе с инвесторами Банка Кредит Днепр Андрей Приходько.
Пики выплат по валютным ОВГЗ – в апреле, июне и июле: внутренним кредиторам нужно будет вернуть по $0,7-0,8 млрд. Всего в 2019 году на украинских кредиторов приходится $4,6 млрд.
С учетом других долгов, правительству важно рефинансировать внутренние обязательства, чтобы не погашать их «живыми» деньгами, отвлекая ресурс от внешних выплат.
Проблемы с рефинансированием уже повлияли на возможности Мифнина: по данным Госказначейства, за январь-февраль остатки средств на Едином казначейском счете, включая валюту, снизились с 47 до 30 млрд грн.
В апреле Минфин будет вынужден покупать у НБУ дополнительную валюту под обслуживание, в том числе внутренних долгов. Так, важными становятся получение транша МВФ и удачное размещения еврооблигаций.
Что дальше
Ощадбанк и Укрэксимбанк еще не закрыли вопрос погашений в этом году: осенью им предстоит выплатить на двоих порядка $300 млн.
До этого времени правительство будет компенсировать потери января-февраля: после успешной выплаты Ощадбанка в марте и Укрэксимбанка – в конце апреля, Минфин может рассчитывать на 100% рефинансирование долга перед ними.
Несмотря на то, что портфель валютных ОВГЗ с начала года снизился на 14,5%, ситуация пока некритична, уверены эксперты. Минфин держится на плаву благодаря работе бок о бок с Нацбанком и несколькими госбанками.
Напомним, ПриватБанк загремел в скандал с блокировкой карт.
Как сообщала Politeka, банки готовят украинцам сюрприз с платежными картами.
Также Politeka писала, что 1 марта Украина потеряет огромные деньги.