Башня Трампа: за что украинец и канадец заплатили Кремлю 100 миллионов
Бизнес-партнеров вынудили заплатить Кремлю 100 миллионов долларов
Российско-канадский бизнесмен Алекс Шнайдер вместе со своим украинским партнером Эдуардом Шифриным заработали 850 млн долларов от продажи Внешэкономбанку металлургического завода «Запорожсталь», часть из которых (40 млн долларов) Шнайдер вложил в строительство Trump Tower в Торонто. 100 млн долларов из этой суммы были выплачены «людям, близким к Кремлю» в качестве «откатных».
Шнайдер родился в Ленинграде, но вырос в Торонто туда эмигрировали его родители. К 36 годам ему удалось попасть в список миллиардеров по версии Forbes и стать одним из самых богатых бизнесменов в Канаде. Своим успехом Шнайдер во многом обязан тестю и наставнику в бизнесе — эмигранту из СССР Борису Бирштейну. Тот уехал из Союза в 1977 году, но активно вел бизнес с СССР. Сообщается, что он был тесно связан с КГБ: помогал сотрудникам комитета вывести деньги за рубеж, участвовал в тайных бизнес-проектах КГБ, а также принял на работу сотрудника спецслужбы, занимавшегося отмыванием денег КГБ за рубежом.
После развала СССР у Бирштейна были бизнес-связи с главой Солнцевской группировки Сергеем Михайловым. Их партнерство прекратилось после ареста Михайлова в 1996 году в Щвейцарии. Бизнесмен-эмигрант отошел от дел на постсоветском пространстве и вскоре познакомился со Шнайдером.
Именно благодаря Бирштейну Алекс Шнайдер наладил связи со многими влиятельными лицами на территории бывшего СССР. Все это дало возможность в эпоху приватизации купить «Запорожсталь» — один из крупнейших промышленных комплексов Украины.
Завод был приобретен компанией Midland, которой Алекс Шнайдер владел вместе с украинским партнером Эдуардом Шифриным. В 2003 году бизнес-партнеры присовокупили к своим активам и российский металлургический гигант «Красный октябрь».
В 2010 году у Шнайдера и Шифрина появилась возможность выгодно продать «Запорожсталь». В мае того же года Шифрин позвонил Шнайдеру и рассказал, что есть покупатели, которые действуют в интересах российских властей. Москва в тот момент якобы хотела воспользоваться падением спроса на украинский металл и приобрести активы для поддержания своего влияния на Украине. Шифрин пояснил, что российские власти считают украинский металлургический завод «политически стратегическим» объектом и ясно дали понять, что в случае отказа бизнесменов «накажут рублем» — активы партнеров в России могут оказаться под угрозой.
После продажи доли «Запорожстали» Шнайдера и Шифрина офшорным компаниям с Кипра и Британских Виргинских островов через государственный Внешэкономбанк фактический контроль над предприятием перешел к российским властям.
Группа Шнайдера и Шифрина Midland за проведенную сделку получила $850 млн — на $160 млн больше, чем ранее предлагал бизнесменам украинский олигарх Ринат Ахметов. Но по условиям этой сделки Шнайдер и Шифрин должны были распределить большую часть полученных денег между несколькими лицами: $50 млн — отдать Ахметову в качестве компенсации за срыв сделки, а еще $100 млн — передать через офшоры организаторам сделки.
Вторжение в Азовское море: появилось срочное обращение к ПорошенкоКому ушли 100 миллионов до сих пор не ясно, так как показания бизнес-партнеров разные, хотя и оба утверждают, что конечный получатель – «люди Кремля». По словам Шифрина, деньги должен был получить бывший чиновник администрации Леонида Кучмы и глава украинской нефтегазовой госмонополии «Нафтогаз Украины» Игорь Бакай – именно он организовал продажу «Запорожстали». Шнайдер утверждает, что что Шифрин перевел деньги себе под предлогом, что ему надо заплатить российским чиновникам. Это подтверждается двумя документами: жалобой Шнайдера в адрес Шифрина, которая была направлена в Лондонский арбитражный суд в 2016 году, и ответными письменными показаниями Шифрина.
После завершения сделки в октябре 2010 года Шнайдер и Шифрин поделили между собой активы Midland, а Шнайдер вложил $40 млн из заработанных денег в строительство башни Трампа. Среди кредиторов строительства башни в 2016 году была указана компания, связанная с Борисом Бирштейном, хотя его адвокаты утверждают, что бизнесмен никак не связан с проектом. Трамп всегда смотрел сквозь пальцы на сомнительную репутацию своих партнеров, а после серии банкротств в 1990-х и 2000-х годах The Trump Otganization не могла занимать средства у крупных банков. Проект в Торонто был задуман еще в 2001 году, но к моменту появления Шифрина давно потерял своих первоначальных инвесторов.
В Trump Organisation сообщили, что компания не являлась владельцем, девелопером или продавцом башни Трампа в Торонто, она также не принимала участие в финансировании проекта. Компании лишь предоставила лицензию своего бренда и управление недвижимостью (до июня 2017 года). Представитель ВЭБа отказался от комментариев.
Источник: The Bell