Божьи тарифы на электроэнергию — тройной скачок
Сергей Гайдай, политолог
Когда власть повышает стоимость отопления, у простого обывателя возникает закономерный вопрос. Почему? Нам сообщают, что раньше мы платили за отопление меньше, чем оно стоило на самом деле. И это плохо. Если не платить реальную стоимость за продукт — экономика не заработает. Согласен, но какая реальная стоимость тепла сегодня? Справедлива ли цена за тепло определенная нам властью?
Посчитаем?
Сегодня нам говорят, что 1000 кубов газа стоят 6 800 гривен
Хорошо, а как формируется эта сумма?
1 800 гривен — это оплата за добычу газа государственному предприятию «Укргазвидобування». Тут все понятно — это предприятие разведывает месторождения, добывает газ, эксплуатирует оборудование, оплачивает труд рабочих и управленцев.
А остальные деньги?
2000 гривен уходят в НАК «Нафтогаз». А этим за что? К добыче газа они не имеют отношения. Это компания, которая отвечает за транспортировку российского газа через наши газовые магистрали в Европу. Думаете, этот газ тоже идет на отопление простых украинцев? Нет. Добыча собственного украинского газа сегодня составляет 23 миллиарда кубов газа, а на отопление и нужды населения необходимо не более чем 18 миллиардов кубов. Так за что мы платим «Нафтогазу»?
Оказывается, эксплуатация газовых магистралей и оборудования требует затрат. И государство решило их оплачивать из нашего с вами кармана. Понимаете? Украина транспортирует газ из России в Европу с убытками. Такой контракт, говорят, подписаный еще Тимошенко. И эти убытки будет покрывать население.
Я то думал: правильная экономика — это когда государство зарабатывает деньги и употребляет их на благо населения. А тут, оказывается, я должен оплачивать убыточную деятельность нашего государства, чтобы европейцы могли пользоваться газом страны, которая напала на нас, убивает наших граждан и еще к тому же отжала часть наших территорий.
Интересная арифметика. А может, просто дело в том, что у кого-то нескончаемая тяга к обогащению за счет грабежа собственного населения? А может, просто стоит пересмотреть контракт или перекрыть трубу?
Но 1 800 плюс 2000 — это 3 800? А куда и за что мы платим еще 3000 гривен? А это, говорят мне — рента, которую взымает все то же государство в свой бюджет. Такой себе своеобразные налог. И, говорят, что из этих денег платят субсидии неплатежеспособным гражданам на отопление. То есть вынимают из кармана тех, кто деньги зарабатывает и исправно платит за газ, вроде бы для тех, кто платить не может. Богатые обеспечивают бедных.
Так это же просто — хитрожопая глупость! Может легче просто не брать ренту, которая взвинчивает тариф в три раза? И тогда не нужны будут субсидии?
Ан нет! Субсидии не выдают простым гражданам в виде денег. Деньги от их имени государство снова возвращает себе. Причем, если бы потребитель каждый месяц получал на руки от государства свою субсидию. Ну хотя бы 2000 гривен. Он, накопив бы, на эти деньги мог бы утеплить дом или квартиру. Установить счетчики. Заменил бы газовый котел на твердотопливный. Он бы уменьшил до минимума потребление газа и в итоге повысил бы уровень своей жизни. А сегодня можно иногда наблюдать картину в селе: топят по полной аж в мае, открыв окна настежь, чтобы выпалить норму газа, которая обеспечивает получение субсидии.
Государство у нас прожженный аферист. Чиновники создали схему по увеличению потребления газа рядовыми гражданами и взиманию с них оплаты за отопление выше, чем необходимо, в три с половиной раза!
Один мой знакомый эксперт говорит, что реальная цена при которой государство покрывало бы все свои издержки и еще бы неплохо зарабатывало в бюджет, — это около 2000 гривен за тысячу кубометров, а вовсе не 6 800!
А другой мой знакомый предложил свою собственную методику нахождения справедливой цены. Мы платим свои 6 800. Но есть специальный закон, по которому одна категория потребителей платит другую цену — 3 300 гривен за 1000 кубов газа. Это кто такие? Это, оказывается, религиозные организации. Многочисленные церкви и вся эта поповская братия.
Наш правящий класс очень любит демонстрировать свою религиозность, посещать храмы. А некоторые спонсировать их строительство, отмечать религиозные праздники, заводить духовников, поститься, крестить детей, строить у себя в маетках свои собственные каплычки и т.п. Значит, скорее всего, они предполагают, что Бог есть. А если он есть — его вряд ли стоит обманывать, как простых украинцев. Можно и в пекло угодить!
Вот это и дает основания говорить, что эти 3 300 гривен за тысячу кубометров газа, с точки зрения, например, нашего президента — и есть справедливая стоимость. Именно он сегодня контролирует через своих людей правительство и чиновников определяющих тарифы на отопление и стоимость за газ.
Правда, у меня тут есть важное замечание — одна из конфессий от этой поблажки в цене на газ официально отказалась. Ее священники сообщили, что их заведения будут платить столько — сколько платят их прихожане. Это греко-католики. И я, атеист, не могу не выразить тут им своего уважения! Бог он ведь действительно наверное все видит?