Власть хочет обобрать главного инвестора страны: кто из украинцев останется без денег
Есть одна очень жизненная и весьма живучая черта, характеризующая нынешних и бывших чиновников, действующую власть и «попередников». Это обычная человеческая глупость.
Глупость предстает в образе универсального уравнителя министров-ретроградов и министров-реформаторов. Глупость – родимое пятно любой власти на печерских холмах, которая передается то ли половым, то ли воздушно-капельным путем, когда новому премьеру вручают «миллион алых роз» и лобзают уста горячим поцелуем.
Самая большая глупость – это попытка власти наложить волосатую лапу на деньги трудовых мигрантов.
Причем это уже гибридная помесь глупости, наглости и беспредельного цинизма. Вначале этих людей выдавили из страны с помощью всевозможных кризисов, банкопадов, инфляций и девальваций. А затем, когда они взяли ответственность за свою судьбу и судьбу своих семей на себя, государство вдруг вспомнило, что где-то рядом ходят миллиарды неоприходованных долларов.
Наш чиновник привык сидеть «на потоке». Любое бесхозное движение бабла вызывает у него приступ сильнейшей изжоги и ломки, как у подшитого алкоголика. Каждый поток нужно оседлать и установить таксу за вход в «провал» в виде отечественной экономики. Под благовидным предлогом, чтобы не проваливался…
В 2013-м году НБУ ввел обязательную продажу валюты, поступающей в пользу физических лиц, если сумма перевода превышала эквивалент 150 тыс. грн в месяц. В результате часть денежных трансфертов тут же ушла в теневую зону.
И если раньше перечисляли на карту, то после введения обязательной продажи – стали передавать бусами. В один миг обычные пассажирские маршрутки и автобусы превратились в народные инкассаторские машины. Правда, для прохождения пограничного контроля нужно было дать «куму» на подарок жене. Ну то такое…
Впоследствии данное требование было отменено в рамках очередной волны валютной «либерализации».
С 2015 года денежные переводы физических лиц начинают играть заметную роль в формировании скудного платежного баланса страны. Они уже давно превысили поступления от внешних кредиторов и экспортную выручку от продажи, например, руды.
По сути, украинский «заробитчанин» стал одним из главных инвесторов страны, ведь объем прямых иностранных инвестиций в прошлом году едва перевалил за отметку в 2,2 млрд долларов, существенную часть в них составили суммы докапитализации российских банков.
А это и не живые деньги вовсе, а так, бухгалтерские проводки – конвертация в капитал сумм кредиторской задолженности перед материнскими структурами. Зато трудовые мигранты в прошлом году выдали на-гора 9,2 млрд долларов, что позволило правительству заняться «приписками» — статистически нарастить ВВП по итогам прошлого года с 2% до 2,5%.
Начиная с 2015-го года, объемы денежных переводов выросли с 6,9 млрд до почти 10 млрд долларов. Так, по итогам первых шести месяцев текущего года, данный показатель составил $5,5 млрд, и планка в 10 млрд в декабре будет, скорее всего, превышена.
Если в твоей стране трудовые эмигранты инвестируют в национальную экономику в пять раз больше, чем иностранные инвесторы, то правительство должно их холить и лелеять и встречать на западной границе с цветочными гирляндами, как на Гавайях туристов.
Ан нет. Как сказал бы Карлсон: «О, брат! Это жулики! Они замышляют зловещие преступления на крыше!» Они хотят обложить холку и отрезать лелейку тем гражданам своей страны, которые пытаются, как лягушка из басни, вместо того чтобы тонуть, взбивать сметану под ногами.
«Люди, которые работают в Украине, платят подоходный налог, платят ЕСВ. Их доходы учитываются. И, как правило, они не могут претендовать на субсидии, потому что они работают по-белому, удерживают и бюджетников и пенсионеров, и сами себя содержат.
А кто работает за рубежом, пересылают сюда средства. Эти средства попадают в конкретные домохозяйства. 6,5 миллиарда долларов. Это доход, потому что он используется на собственное потребление. Мы попросили: пожалуйста, задекларируйте! Потому что это реально деньги, которые вы получаете на собственное потребление.
Так вот, на сегодня, когда мы говорили о 1 июня 2018 года, эти средства никак в декларациях наших субсидиантов не были указаны. Поэтому мы тоже провели проверку, верификацию, чтобы выяснить, кто у нас скрывает те или иные доходы» — этот сумбурный поток сознания принадлежит профильному социальному министру. Использовано несколько его цитат.
По мнению чиновников, «заробитчане» должны задекларировать свои доходы.
Пока лишь в декларациях на получение субсидий. Эти данные государство обещает не использовать в фискальных целях. Хотя подобное обещание больше смахивает на известную фразу: «Ты не бойся, мы тебя не больно зарежем… Чик! И ты уже на небесах».
С одной стороны, принцип равной социальной ответственности никто не отменял. А с другой, у каждого регулятивного решения должно быть свое время и место. Сейчас же – это все равно что пилить сук, на котором сидит полстраны.
Любят у нас чистить рыбу с хвоста. Но для начала не мешало бы разобраться с головой, которая гниет. А там можно и в массы идти с призывом к «фискальному стриптизу». Но это будет не ранее того момента, когда политические «элиты» раскроют свои оффшорные заначки. Ну а пока подобные инициативы, переиначивая одного француза, больше, чем глупость – это ошибка.
Алексей Кущ, экономист и финансовый аналитик, специально для «Политеки», 27 ноября 2018 года
Напомним, скандального министра отправили в отставку: этого ждали полтора года.
Как писала Politeka, депутаты собираются уничтожить рынок финансовых услуг.
Также Politeka писала, что бюджет 2019 принят: что изменится для украинцев.