Состоялись переговоры Украина – Венгрия: о чем лукавит Климкин
Раунд консультаций министров Венгрии и Украины в Закарпатье уже завершился. Судя по сообщениям, единственной темой обсуждения была так называемая языковая статья украинского закон об образовании.
Комментарии, сделанные министрами иностранных дел Петером Сийярто и Павлом Климкиным стали подтверждением того, что просьбы со стороны США не приведут к изменению позиции правительства Виктора Орбана по проблемным вопросам венгерско-украинских отношений.
Изменения позиции правительства Орбана не предвещал призыв Петера Сийярто к Совету Европы, чтобы тот оказывал давление на украинские власти.
Вместе с тем, изменения появились в поведении венгерских властей и в изменении ими некоторых формулировок. То есть, официальный Будапешт в ответ на просьбы США «проявил гибкость», которая очень похожа на тактические манёвры.
1. Венгрия продолжит блокировать работу Комиссии Украина-НАТО, но не возражает против совместного специального саммита лидеров государств, входящих в Альянс, с лидерами Украины и Грузии, посвященного вопросам безопасности в регионе Чёрного моря. Как отметил П.Сийярто, такое решение было принято венгерским правительством в ответ на просьбу США, после встречи с госсекретарём США Майклом Помпео.
Но при этом глава МИД Венгрии отметил: «Решение венгерского правительства является однозначным. До того времени, как рекомендации Венецианской комиссии не будут выполнены, мы не можем поддерживать сближение Украины с НАТО. … Несколько недель назад я встретился в Вашингтоне с господином Помпео, но я ему рассказал, что мы не имеем ничего против, чтобы в рамках саммита состоялось заседание безопасности на Черном море, на которое пригласят президента Украины».
Красноречивая формулировка: «… Чтобы в рамках саммита состоялось заседание безопасности на Черном море, на которое пригласят президента Украины».
Это не признак смягчения позиции Венгрии, а подтверждение той, что уже была сформулирована в специальном меморандуме.
2. Слова о снижении правительством В.Орбана уровня требований к Украине соответствуют реалиям лишь в очень малой степени.
Да, Будапешт теперь не требует обязательной отмены языковой статьи. Но альтернативная версия, предусматривающая отсрочку для введения этой статьи в действие, возникла не сегодня. Этой версии уже около года, и она рассматривалась венгерской стороной в качестве компонента для возможного механизма разрешения проблемы.
Комментарий министра Сийярто выглядит очень красноречивым: «Мы старались не дискутировать о том, как закон сделает более эффективным изучение украинского языка. Мы лишь просим, однако, чтобы это не мешало интересам венгероязычных меньшинств. Это — наша единственная просьба».
О каких интересах венгероязычного меньшинства идёт речь? Официальные лица Венгрии многократно заявляли о недопустимости уменьшения того объёма прав, которое меньшинство имело ранее.
Таким образом, Сийярто после встречи с Климкиным изложил следующую позицию: Венгрии всё равно, что будет делать Киев для улучшения эффективности преподавания украинского языка, но не допустит сокращения объёмов использования венгерского языка в Закарпатье.
И да, венгерский министр не говорил слов о необходимости отмены либо приостановки языковой статьи образовательного закона, но вместо этого настоял на выполнении Украиной 2-х главных пунктов из рекомендаций Венецианской комиссии.
«Госпожа министр заявила, что Украина уважает и выполнит все рекомендации Венецианской комиссии. Мы надеемся, что на основании этого украинский парламент наконец примет закон о продлении переходного периода. Также мы ожидаем, чтобы было выполнена рекомендацию о том, что частные школы не могут подпадать под требования этого закона».
До тех пор, пока не известны все особенности «переходного периода», невозможно сказать, пошёл ли Будапешт на уступки как таковые. Или уступки односторонние с украинской стороны?
Кое-что по этому поводу сказал министр иностранных дел П.Климкин: «Мы сами заинтересованы в том, чтобы наши граждане венгерского происхождения на 100% оставались венграми. Это очень важно для нас, для нашего движения в объединенную Европу. Но мы должны помочь, поощрить, чтобы каждый из них имел достаточный уровень владения украинским языком. … Мы должны научить учителей и должны изменить методику преподавания украинского языка».
Таким образом, ничего нового по существу проблемы консультации четырех министров не принесли. Венгрия изменила некоторые формулировки, не разблокировала работу Комиссии Украина-НАТО. Украина подтвердила готовность выполнить рекомендации Венецианской комиссии.
Главный итог встречи в Закарпатье: не оправдали себя ожидания тех, кто полагал, что США окажут давление, и правительство Орбана изменит свою позицию в отношениях с Украиной.
Владимир Воля, эксперт-международник Украинского института анализа и менеджмента политики, специально для «Политеки», 22 июня 2018 года