Банковать по-новому: что ждет нового главу НБУ после отставки Гонтаревой
С 11 мая она находится в вынужденном отпуске, пока вопрос об ее отставке и назначении нового руководителя Нацбанка рассмотрит президент Петр Порошенко и Верховная Рада. Пока исполняющим обязанности главы НБУ Гонтарева назначила своего первого заместителя Якова Смолия.
Politeka узнала, что оставила Гонтарева своему преемнику и какие проблемы новый глава Нацбанка должен решить в первую очередь.
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра:
— Нацбанк обнародовал отчет о состоянии финансовой банковской системы за первый квартал. В соответствии с ним, Валерия Гонтарева своему преемнику оставила общую долю проблемных кредитов — 75%. Сейчас кредитование в Украине не работает. Есть большие разногласия. Депозиты банки набирают, но экономику не кредитуют. Больше занимаются финансовыми операциями. Это не правильно. Получается, что они не кредиты раздают, а играют с государственными ценными бумагами. Это рискованно. Банки стали похожими на финансовых спекулянтов, а это не их функция.
Сейчас видим ревальвацию курса на рынке. Но ее надо закрепить, чтобы обеспечить стабильный курс дольше. Все эти качели, которые были при Гонтаревой, негативно влияли на экономику.
К новому главе Нацбанка основное требование простое — это должен быть бюрократ, профессионал, имеющий большой опыт работы в НБУ. Чтобы меньше пиарился и больше работал. В Нацбанке нужно уметь правильно принять решение и дать команду на его выполнение. Гонтарева издала большое количество постановлений, которые противоречат друг другу и не выполняются.
Всю команду Гонтаревой нужно гнать в шею из Нацбанка. Она не профессионал. Когда пришла в НБУ, выгнала всех профессионалов, потому что на их фоне выглядела не очень. Набрала случайных людей. Ничего против кого-то из них лично не имею, но это крайне непрофессиональные люди. Они совершали много нарушений, преступлений. Поэтому их уволить мало, нужно еще возбудить уголовные дела и разобраться. К сожалению, злоупотреблений было немало. Например, простой вопрос: куда делся дорогой автомобиль Сергея Арбузова? Его случайно продали за смешную цену.
Понятно, что Гонтарева свои ошибки никогда не признает, но говорит абсурдные вещи. В отчете НБУ четко написано, что на сегодня есть проблема с кредитами. Пишут, что есть проблема с государственными банками, а их как раз и финансировал НБУ. Получается, что документы Нацбанка противоречат словам его руководителя.
Тарас Загородний, управляющий партнер Национальной антикризисной группы:
— Сейчас украинцы не доверяют ни банковской финансовой системе, ни Валерии Гонтаревой. Никто из вменяемых людей денег в банк не понесет. Если же деньги в финучреждениях отсутствуют, соответственно, нет и кредитования экономики. И никто через банковскую систему его не стимулирует.
Нацбанк самоустранился от этой проблемы. Они заменили финансовую систему игрой с государственными облигациями и депозитными сертификатами, в том числе через подконтрольные структуры, например, банк «Авангард». Экономика умирает, а НБУ делает вид, что вроде все нормально. На самом деле ничего нормального.
Банковская система не выполняет главную функцию — кредитование экономики и поддержание максимальной занятости. Монетарная политика, которую нам навязывает Международный валютный фонд, и ее бездумное выполнение Нацбанком ведет к уничтожению экономики, экономического потенциала и сокращению рабочих мест в Украине.
Это главные проблемы, которые есть. Уже не говорю об уголовных делах, которые должны быть возбуждены в отношении разграбления банков с украинским капиталом, которое проводилось под видом очистки банковской системы. Поэтому всю команду Гонтаревой нужно разгонять. Новому главе НБУ работать с этими людьми нет смысла. Они и дальше будут следовать политике Гонтаревой.
Руководитель Нацбанка обязан понимать, что финансовая система должна работать на экономику, а не на благосостояние отдельных инвестбанкиров и что нужно стимулирование кредитования за счет долгосрочного кредитования со стороны НБУ под инвестиционные проекты. Иначе ничего не изменится.
Борис Кушнирук, экономист:
— Задача, которая стояла перед Валерией Гонтаревой, — это очистка банковской системы. Было много фиктивных банков, которые использовали вкладчиков для личного обогащения. Владельцы таких финучреждений выводили оттуда деньги и тратили на собственные нужды.
Подобные банки нужно было не просто закрыть, а сформировать новую банковскую систему, чтобы они действовали максимально прозрачно и было известно кто владелец. В этом смысле НБУ проявил максимальную жесткость и банки, которые не открывали информацию, закрыли. Поэтому с этой точки зрения Гонтарева выполнила важную часть работы.
Главное, что должен делать ее преемник — изменить денежно-кредитную политику, которая бы стимулировала развитие экономики. Если этого не произойдет — это будет самой большой проблемой, которая будет порождать существенные недостатки для развития экономики в последующие годы.
Нынешняя модель денежно-кредитной политики, которую реализует Нацбанк, — вредна для Украины. Это модель так называемого инвестиционного кредитования. Деньги выполняют функцию оценки стоимости в экономике. Если прекращают это делать — происходят деформации, которые негативно сказываются на экономике. Задача денежно-кредитной политики, чтобы денежная единица отражала реальную стоимость в экономике, а политика была направлена на ее развитие. К тому же чтобы росла часть перерабатывающей и научно-технической деятельности. Если денежно-кредитная политика этому не способствует, это приводит к деградации экономики. Она скатываться к сырьевой модели.
Если экономика сырьевая, обеспечить стабильное функционирование валюты невозможно. Такая модель полностью зависит от цен на сырьевую продукцию на внешних рынках. Если они растут — увеличиваются доходы от выручки, доходы предприятий и бюджета. Все выглядит красиво. Как только цены на продукцию падают, в стране автоматически все обваливается. В результате слабеет валюта. Тогда нет других вариантов, как просить у НБУ печатать деньги.
Политика инвестиционного кредитования, о которой сейчас в качестве достижения говорит Гонтарева, вызывает раздражение. Даже год, когда они начали его внедрять, показал насколько это абсурдно. Инфляция имела немонетарный характер. Была связана с повышением тарифов на коммунальные услуги. Тогда каким образом Нацбанк влияет на эту инфляцию? Никаким. Если будет сырьевая модель экономики, Нацбанк не будет иметь возможности влиять на цены.
Ольга Головка