Языковые квоты: украинизация телеэфира и защита нацменьшинств

Читати українською
Журналистов хотят загнать в «языковые» рамки

В Нацсовете по вопросам телевидения и радиовещания отметили, что, согласно мониторингу доли использования украинского языка в телеэфире, 100% у канала «Эспрессо». Последнее место из общенациональных телеканалов заняли «Украина» и «Интер». У них лишь 26%. В свою очередь,«Интер» выступил против введение языковых квот.

Politeka узнала, реально ли выполнить предусмотренную законопроектом норму в 75%.

Дмитрий Добродомов, внефракционный народный депутат:

— Раз живем в украинском государстве, следовательно, у нас должен преобладать государственный украинский язык. Введение квот – это абсолютно нормальная инициатива. Центральные телеканалы должны транслироваться на государственном языке. Не вижу никаких проблем, чтобы граждане Украины выучили украинский. Это же не китайский. Но, как толерантная нация, должны оставить процент для нацменьшинств. Никто никого в правах не ограничивает. Нужны программы и на крымскотатарском языке. 25% квот — абсолютно достаточно для такого контента, чтобы заполнить украинское телепространство.

75% украинского телеэфира – оптимальная цифра. Я вырос и живу во Львове, учился в русскоязычной школе. Друзья и знакомые в основном из русскоязычной среды. Но это не помешало мне выучить украинский, общаться на нем и возглавлять 100% украиноязычный канал с достаточным количеством зрителей, которые не высказывали никаких претензий.

Конечно, с принятием закона опоздали. Должны были это сделать еще в начале 90-х. Сейчас говорят, что на этом будут спекулировать российские СМИ, но мне плевать на их мнение. У нас всегда что-то неактуально. Уже 25 лет декоммунизация, но язык все еще несвоевремен. А когда наступит его время?

Если в Верховной Раде две трети постоянно выступают с патриотическими лозунгами, они должны это доказать конкретными делами. Поэтому надеюсь, что голосов за этот законопроект хватит.

Андрей Ильенко, народный депутат от ВО «Свобода»:

— Введение квот в телеэфире — абсолютно правильное решение. Чем быстрее его примем, тем лучше.

Сейчас украинская речь — уже вопрос не культуры или так называемой гуманитарной политики, а национальной безопасности. Там, где украинский язык в нормальном состоянии и доминирует — войны нет. Где украинский язык загнали в гетто, его не было в школах, высших учебных заведениях, государственном аппарате, медиа — там оккупация и война.

Конечно, надо обеспечить права нацменьшинств, но 25% в национальном телеэфире – более чем достаточно для этого. Сейчас в Украине нет никаких проблем с нацменьшинствами. Все они имеют необходимые права. Единственная проблема, которая есть, — имперская политика Москвы. Кремль использует искусственно созданные и раздутые пропагандистские мифы в собственных целях.

Начиная с 1991 года, нам все время рассказывали, что украинский язык, история, национальная идентичность — несвоевременны. Власть и так называемые псевдоэлиты довели ситуацию до того, что сегодня у нас война и оккупированы территории. Нужно четко ставить вопрос: есть Украина, а значит, здесь должна быть украинская история, украинские герои и единственный государственный украинский язык.

Николай Княжицкий, нардеп от фракции «Народный фронт», председатель комитета ВР по вопросам культуры и духовности:

— На украинский язык никто квоты не вводит. Говорить должны на украинском. 25% — это квоты для национальных меньшинств.

Что же касается контента, на украинский можно переводить любой. Есть также законопроект «О кинематографе» с поправками президента. Он предусматривает финансирование, льготы и защиту авторских прав украиноязычного контента. Будет стимулировать его производство.

Введение квот – это вопрос защиты прав украинцев, которые живут и на Донбассе, и во Львове, и в Харькове.

Егор Соболев, народный депутат от фракции «Самопомощь»:

— Вопрос, хватит ли украинского контента, даже неуместно поднимать. В Украине много талантливых людей. В области культуры у нас всегда были таланты, во все времена и при любой власти. Беда в том, что мы долгое время были российской колонией и в значительной мере ею остаемся. Поэтому закон о языковых квотах на украинских телеканалах – это шаг навстречу свободе и созданию своего государства.

Ольга Головка

Фото: 2000.ua


Телетайп: есть ли жизнь после «нормандского формата»?

Телетайп: синопсис четвертого сезона прямоэфирного сериала «слуга народа»

Телетайп: рейтинг власти падает, срочно пора политически взрослеть

Телетайп: наесться политики до заворота мозгов

Телетайп: теория воздухоплавания применительно к украинской политике

Телетайп: о властелине судеб Владимире Вятровиче и кнопочке на темечке

Телетайп: «бывших» с их схемами надо наказывать, а не наследовать!

Телетайп: баланс между США и Китаем — ключ к реальному миру на Донбассе

Телетайп: непридуманные сюжеты для продолжения сериала «Слуга народа»

Телетайп: индульгенция Зеленскому, ренегат Порошенко и Портнов как профессор юридического беспредела

Телетайп: «Слуга народа» нависает над страной, как когда-то КПСС

Телетайп: смотрины Зеленского в Европе, «непонятки» в Минске и «ударные» метания Кличко

Телетайп: вслед за ситуационной комнатой Порошенко может умыкнуть и киевское ПВО?

Телетайп: экипаж яхты «беда» набран и готов к кругосветной регате?

Телетайп: президент Зеленский в приймах у олигархической системы

9 мая: история против истерии

Цена 9 мая — вечная военная травма

Парад цинизма: как день скорби превратили в праздник

Телетайп: связка «Порошенко-Путин» против президента Зеленского?

Показать еще