Империи-антагонисты: почему Лондон всегда будет оппонентом Кремля

Читати українською
британия_россия

Такая политика официального Лондона не является стечением обстоятельств и не продиктована требованиями текущего момента, а имеет вековые исторические, культурные, социальные и даже цивилизационные корни.

Не «maskirovka», а «vranyo»

В среду, 1 марта, в Украину прибыл министр иностранных дел Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии Борис Джонсон. В ходе визита глава британского внешнеполитического ведомства высказался за усиление, а не ослабление, давления на Москву и заверил в 100-процентной поддержке Лондоном нашей страны в борьбе с российской агрессией.

Мировой парад сепаратизма от Калифорнии до Каталонии

«Мы никогда не примем оккупацию Крыма», – заявил Джонсон, пообещав и далее убеждать страны ЕС сохранять антироссийские санкции.

Буквально двумя неделями ранее тот же Борис Джонсон принял решение о выделении 700 млн британских фунтов (свыше $876 млн) для противодействия российскому влиянию в Украине и странах Балтии. Решению предшествовало сообщение о резком росте российской агрессии в британском киберпространстве. По словам руководителя Центра национальной кибербезопасности (NCSC) Туманного Альбиона Киарана Мартина, россияне атакуют правительственные объекты, а также незащищенные цели: местные советы, благотворительные учреждения и университеты.

Разумеется, дело не в личных взглядах эксцентричного руководителя Форин-офиса и экс-мэра британской столицы, который ранее называл Владимира Путина «ключевой фигурой огромной постсоветской бандитской клептократии» и «безжалостным тираном». Как добросовестный чиновник Ее Величества, Джонсон в точности формулирует и проводит политику правящего Кабинета, а его высказывания полностью совпадают с мыслями и речами других членов правительства. В частности, точно таких же взглядов касательно Кремля придерживался предшественник Бориса Джонсона на посту главы министерства, нынешний канцлер казначейства Филип Хэммонд.

Явно выраженные ястребиные позиции занимает нынешний министр обороны Соединенного королевства Майкл Фэллон. По его словам, Россия тестирует НАТО на прочность.

«Она хочет расширить свою сферу влияния, дестабилизировать другие страны и ослабить Альянс», – отметил глава оборонного ведомства, приведя в пример милитаризацию Крыма, размещение ядерного оружия в Калининграде, давление на балтийские страны, кибервойну и пропаганду. В ответ Фэллон призвал работать над укреплением НАТО «как самого успешного военного альянса в мире».

Выступая в начале февраля в Сент-Эндрюсском университете в Шотландии, сэр Майкл Фэллон обвинил россиян в укоренившейся привычке регулярно и нагло врать.

Есть такое особое русское словечко для этого. Не «maskirovka» – старый прием, который применяли российские разведслужбы, но «vranyo», когда слушатель знает, что ему лгут, и тот, кто лжет, тоже знает, что слушатель это знает, но все равно продолжает лгать, – отметил министр обороны.

Что касается премьер-министра Великобритании Терезы Мэй, то она неоднократно настаивала на недопустимости отмены антироссийских санкций до полного выполнения Минских соглашений. Не исключено, что именно доводы Мэй, озвученные в ходе встречи с новоизбранным президентом Соединенных Штатов Дональдом Трампом 27 января в Вашингтоне, существенно поколебали решимость американского лидера начать мгновенную перезагрузку отношений с Москвой.

Не менее последовательной в отношении кремлевской агрессии была политика и предшественника Терезы Мэй, экс-премьер-министра Дэвида Кэмерона. В апреле 2016 года Кэмерон выразил уверенность, что именно твердая позиция его страны обеспечила европейское единство в санкционной политике против агрессора.

В январе 2015 года, в разгар боев за Дебальцево, Дэвид Кэмерон (единственный из лидеров великих держав) предложил рассмотреть возможность отключения РФ от системы межбанковских переводов SWIFT, что означало бы фактическое обрушение экономики страны-агрессора.

Схожее отношение к России характерно не только для правящих с весны 2010 года консерваторов, но для всего правящего класса Туманного Альбиона. Лидер либеральных демократов, тогдашний вице-премьер в правительстве Кэмерона Ник Клегг призвал в 2014 году отобрать у России право на проведение чемпионата мира 2018 года. Осенью прошлого года Клегг повторил свой призыв, на сей раз мотивировав его варварскими бомбардировками в Сирии.

К числу симпатиков кремлевского режима в Великобритании можно отнести лишь правых популистов из Партии независимости Соединенного Королевства, и крайне левого лидера лейбористов Джереми Корбина. Те и другие в настоящий момент являются маргиналами, неспособными оказывать никакого влияния на политику официального Лондона.

На разных полюсах

Чтобы понять причину такого отношения британской элиты к Москве, нужно вспомнить историю, а также учесть культурные различия россиян и жителей Туманного Альбиона. Пожалуй, во всем мире не найдется государств и народов менее похожих друг на друга, чем Великая Британия и Россия.

Дипломатия сделок и мантия Рейгана: какой будет внешняя политика Трампа

Со времен появление в южной части британского острова централизованного государства англов и саксов, а особенно – с момента нормандского завоевания в далеком 1066 году, Англия двигалась в сторону развития правовых институтов. Точкой бифуркации стало подписание в 1215 году королем Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей, защищающей привилегии знати и права свободного населения, регламентировавшей сбор налогов и заложившей основы английского парламентаризма.

Абсолютно противоположная модель формировалась в это время на землях, ставших потом основой московской державы. Она характеризовалась жесткой централизацией, абсолютной властью князя, которую не должны ограничивать ни представительские органы, ни законы, ни нормы морали. После монгольского завоевания и образования Золотой Орды, первенство на нынешних российских территориях перешло к Московскому княжеству, представляющему собой гибрид древнерусского протогосударственного образования и золотоордынского улуса. Согласно доминировавшей в этом княжестве концепции, власть государя является абсолютной, все население, включая знать и духовенство, является его холопами. У них не может быть никаких прав, включая права частной собственности. В общем, классическая азиатская деспотия в одной из самых нелепых и гротескных форм.

Разные империи: о колониальном наследии

Британская колониальная империя, конечно же, не была благотворительным проектом. Но она основывалась на идее торговли и сотрудничества, и железной рукой насаждала колонизируемым странам те ценности, которые сделали успешной саму метрополию: верховенство права, равенство всех перед законом, неприкосновенность и даже святость частной собственности, идеально функционирующие суды и бюрократический аппарат.

Российская империя, даже после грандиозной модернизации Петра I, несла покоренным народам только кровь, страдание, правовой беспредел, взяточничество, казнокрадство и идею об абсолютном бесправии простого человека перед чиновником и государством.

Как результат – множество бывших колоний и доминионов британской короны стали успешными, используя английский язык и привнесенные Британской империей ценности и принципы. США, Канада, Ирландия, Австралия, Новая Зеландия, Гонконг и Сингапур превзошли бывшую метрополию по уровню жизни. Само Соединенное Королевство, как и перечисленные выше страны, являются бесспорными мировыми лидерами и магнитом для мигрантов и инвесторов со всего мира. Английский язык, ставший за время британского господства в Индии основным средством межнационального и межплеменного общения, помог этой стране успешно интегрироваться в мировую экономику и занять весомое место на фармацевтическом и IT-рынках. Самые успешные и благополучные страны Черного континента – ЮАР, Ботсвана, Намибия, Танзания – практически все до единой были именно британскими колониями.

Те же из бывших российских колоний, которые достигли хотя бы относительного успеха: Польша, Финляндия, страны Балтии, отчасти – Грузия, добились этого не благодаря, а вопреки московскому колониальному наследию. И за счет того, что у правящих элит этих стран хватило ума и мужества с этим наследием в кратчайшие сроки порвать.

«Англичанка гадит»

Характерно, что для россиян всегда было свойственно самоутверждаться не только за счет подавления слабых, но и за счет противопоставления себя сильным странам. Помимо самоутверждения, данный прием позволяет объяснить свои неудачи, обвинив других в собственной некомпетентности и отсталости. Сейчас, как известно, в московских подворотнях профессионально гадят Барак Обама и Джон Маккейн. Но с XVIII века и до примерно 1940-х тем же неблаговидным делом занимались Бенджамин Дизраэлии, Уильям Питт, лорд Честертон и сэр Уинстон Черчилль.

Англофобия проявлялась и в расхожем народном выражении «англичанка гадит», и в литературных произведениях, например, о великом мастере левше, подковавшем «англицкую» блоху. Но то – в литературе. В реальной жизни ни научные наработки Исаака Ньютона, ни паровую машину Джеймса Уатта, ни созданные на ее основе паровоз и пароход, ни нарезное огнестрельное оружие, ни пушки системы «карронада», ни знаменитый пулемет «Максим» подковать почему-то не выходило. Да и скопировать оперативно не получалось: Российская империя отставала от британской в лучшем случае на десятилетия.

Крымская война: когда дошло до дела

При этом Санкт-Петербург любил, как и сейчас, бряцать оружием. Правда, когда дело доходило до возможности реального столкновения с Лондоном, российские цари тут же включали заднюю. Не включили всего один раз. В 1853 году любитель палочной муштры и палач декабристов Николай I начал агрессию против издыхающей Османской империи. Свято уверовав в собственный миф о том, что именно Россия внесла решающий вклад в разгром Наполеона и, утратив от этого адекватность, царь не внял окрикам с Даунинг-Стрит и продолжил войну. В результате Британской империи вместе с французами пришлось вмешаться. Хотя театр боевых действий приходился на Крым и Черное море, то есть очень далеко как от Лондона, так и от Парижа, россияне потерпели сокрушительное поражение, надолго приведшее их в чувство. Кстати, интересная деталь: тогда на море российский флот даже не принял боя – адмирал Нахимов предпочел трусливо затопить свои корабли у входа в севастопольскую бухту.

Новейшая история

После Октябрьского переворота 1917 года именно Великобритания стала самым жестким оппонентом большевистской России. В ходе Второй мировой войны пламенный антикоммунист Уинстон Черчилль был вынужден создать коалицию со сталинской империей ради борьбы с общим врагом. В то же время на всех переговорах – в Тегеране, Ялте, Потсдаме – Черчилль занимал крайне жесткую позицию, пытаясь разговаривать со Сталиным с позиции силы. Все основания для этого были: Британская империя и Соединенные Штаты к моменту окончания войны многократно превосходили Советский Союз в экономическом, демографическом, военном и научно-техническом (союзники имели атомную бомбу и современные средства ее доставки) отношениях. Если бы возобладала линия Черчилля, США и Британия могла бы создать совершенно новую конфигурацию мирового порядка. К сожалению, такая позиция не была поддержана американским лидером Франклином Д. Рузвельтом. Если бы не странное соглашательство Рузвельта, мир сейчас явно был бы иным.

«Железная леди-2»: что сулит Украине приход Терезы Мэй в кресло премьера Великобритании

В марте 1946 года великий британец в своей знаменитой Фултонской речи призвал свободный мир объединиться в борьбе с коммунизмом. Хотя практически всю тяжесть Холодной войны вынесли на себе Соединенные Штаты, позиция Лондона всегда была жестче, нежели политика, проводимая Вашингтоном. Британские спецслужбы работали куда филиграннее своих американских коллег. Не случайно именно к англичанам обратился известный советский офицер-перебежчик Олег Пеньковский, снабжавший западные спецслужбы бесценной информацией во время Карибского кризиса. Именно в Лондоне обосновался бежавший разведчик и военный историк Владимир Резун, более известный под псевдонимом Виктор Суворов.

В 1980-х «железная леди» Маргарет Тэтчер стала плечом к плечу с президентом США Рональдом Рейганом в его войне с «Империей зла», воплотив мечту Уинстона Черчилля о «братской ассоциации англоговорящих народов». Результат известен – загнивающая империя не выдержала давления и рухнула.

Уже после краха Советского Союза в Лондоне нашли убежище многие противники режима Владимира Путина. Именно туда выехали бизнесмены Владимир Гусинский и Борис Березовский, экс-фсбшник Александр Литвиненко, один из лидеров чеченского сопротивления Ахмед Закаев.

Московские спецслужбы, в свою очередь, гадили Соединенному Королевству, как могли. В сентябре 1978 году в Лондоне был убит болгарский диссидент, противник марионеточного прокремлевского режима Георгий Марков. А в ноябре 2006-го был отравлен радиоактивным полонием Александр Литвиненко. Андрей Луговой – человек, которого британские правоохранители подозревают в убийстве Литвиненко, сейчас неплохо себя чувствует в кресле депутата Госдумы РФ.

Сравнивая несравнимое

Российские политики и эксперты, не упускающие возможность упрекнуть Лондон в том, что они называют русофобией, в то же время делают это с некой снисходительностью: мол, сколько ее, той Британии? Вертя в руках глобус, московские аналитики считают, что в мире есть только три великих державы – США, Россия и Китай, а на всякую «мелюзгу» не стоит обращать внимание. Потому приведем некоторые цифры. Экономика Соединенного Королевства – пятая в мире, уступающая лишь США, Японии, Китаю и Германии. Экономика РФ – 13-я, сразу же после Австралии и Южной Кореи. По уровню ВВП Британия превосходит Россию более чем вдвое. При этом население Соединенного Королевства растет. Российское же, наоборот, сокращается. О том, что научный и технический потенциал Соединенного Королевства превосходит российский на порядок, говорить, думаю, излишне.

Кроме того, Великобритания, как мы уже отмечали, служит магнитом для большинства людей на планете. Островное государство не успевает переваривать направляющиеся туда мозги, капиталы и инвестиции. В то же время Россия испытывает сумасшедший отток населения. И уезжают, как правило, лучшие – самые умные, инициативные и предприимчивые.

God save the Queen

Что же касается нашей страны, то Украине нужно прилагать все возможные и невозможные усилия, чтобы отношения Киева и Лондона стали максимально тесными. Во всех сферах – военной, экономической, дипломатической, научной и культурной. И чтобы выразительный и точный язык Шекспира зазвучал на наших улицах наравне с мелодичным языком Шевченко.

И да. Боже, храни королеву – месяц назад Англия и все добрые люди поздравляли Ее Величество сапфировым юбилеем. Елизавета II находится на престоле уже более 65 лет.

Максим Викулов


Телетайп: есть ли жизнь после «нормандского формата»?

Телетайп: синопсис четвертого сезона прямоэфирного сериала «слуга народа»

Телетайп: рейтинг власти падает, срочно пора политически взрослеть

Телетайп: наесться политики до заворота мозгов

Телетайп: теория воздухоплавания применительно к украинской политике

Телетайп: о властелине судеб Владимире Вятровиче и кнопочке на темечке

Телетайп: «бывших» с их схемами надо наказывать, а не наследовать!

Телетайп: баланс между США и Китаем — ключ к реальному миру на Донбассе

Телетайп: непридуманные сюжеты для продолжения сериала «Слуга народа»

Телетайп: индульгенция Зеленскому, ренегат Порошенко и Портнов как профессор юридического беспредела

Телетайп: «Слуга народа» нависает над страной, как когда-то КПСС

Телетайп: смотрины Зеленского в Европе, «непонятки» в Минске и «ударные» метания Кличко

Телетайп: вслед за ситуационной комнатой Порошенко может умыкнуть и киевское ПВО?

Телетайп: экипаж яхты «беда» набран и готов к кругосветной регате?

Телетайп: президент Зеленский в приймах у олигархической системы

9 мая: история против истерии

Цена 9 мая — вечная военная травма

Парад цинизма: как день скорби превратили в праздник

Телетайп: связка «Порошенко-Путин» против президента Зеленского?

Показать еще