Фактор Арефьевой
Для Ларисы Арефьевой, 34-летней профессиональной сотрудницы таможенных органов, этот год начался с повышенного внимания общественности. Впрочем, этот всплеск интереса вряд ли можно назвать неожиданным, поскольку его семена были посеяны еще в 2015-м ― когда СМИ сообщили, что Арефьева, занимавшая тогда должность замглавы Одесской таможни, была задержана на рабочем месте во время получения взятки в 50 тысяч долларов. И несмотря на то, что, по сообщениям различных изданий, в задержании якобы принимало участие спецподразделение «Альфа», Арефьевой удалось сбежать. И бесследно скрыться.
Однако в январе 2017-го Арефьева вновь появилась в новостях. Как оказалось, она не находится в бегах и розыске (о чем ранее заявляла экс-глава Одесской таможни Юлия Марушевская), а трудится непосредственно в главном офисе ГФС. После грандиозного и резко негативного резонанса, который вызвала эта весть, руководство ГФС постаралось исправить репутацию своей сотрудницы. Так, глава управления безопасности фискального ведомства Юрий Шеремет заявил, что претензий к Арефьевой у ГФС нет и не было.
«Когда мы начали разбираться, то подозрений мне не предоставили. Денег, насколько мне известно, никто не изымал», — сообщил Шеремет. Он, впрочем, отметил, что управление безопасности ГФС в историю предпочло не углубляться: «Это не наше производство было, а производство СБУ. Мы разбирались, подозрения ей никто не предъявлял».
Дополнительно глава безопасности фискалов написал пространный и гневный пост на своей странице в Фэйсбуке, в котором обвинил СМИ в безосновательной травле Арефьевой. А также сообщил, что поскольку в период разворачивания скандала прокуратурой Одесской области заведовал Давид Сакварелидзе, а самой областью ― Михеил Саакашвили, то замять дело Арефьевой они могли разве что за деньги. Что не вяжется с их репутацией антикоррупционеров.
Намеки на невозможность коррумпированности грузинской команды оставим без комментариев и обратим внимание на подтвержденные факты: слова Шеремета входят в противоречие с официальной позицией СБУ о том, что на самом деле происходило с делом о получении взятки. Как сообщила СБУ в ответе на запрос ИА «Украинские новости», по факту передачи взятки УСБУ в Одесской области передало материалы Одесской прокуратуре, которая и открыла соответствующее производство.
А вот результаты этого производства, похоже, и, правда, отсутствовали. Во всяком случае, об итогах расследования Одесская прокуратура до сих пор не сообщила.
Стоит отметить, что факт перевода Арефьевой в центральный офис ГФС (на должность начальника отдела по определению аутентичности документов и анализу ценовой информации) не был особой тайной и до 2017-го года. Так, прошлым летом о судьбе Арефьевой после визита «Альфы» в интервью рассказал экс-глава ГФС Анатолий Макаренко. Скандал он вызвал лишь сейчас потому, что появилось документальное подтверждение этих данных ― декларация Арефьевой, в которой указано ее нынешнее место работы. И если бы этот документ не стал достоянием общественности, стоит предполагать, что ГФС так и не комментировала бы судьбу своей одиозной сотрудницы.
Однако с возвращением Арефьевой на медийный горизонт стал актуальным вопрос о том, почему человеком со столь неоднозначной репутацией так дорожат в Фискальной службе. И практически все версии сводятся к имени Ореста Фирманюка, якобы продвигающего Лариса Арефьеву в системе ГФС.
Who is Mr. Orest?
Кто такой господин Фирманюк ― широкой общественности практически не известно. Одним из немногих инцидентов, приведших его к появлению в публичное поле, была передача складских площадей международного аэропорта «Борисполь» в аренду компании «Аэропорт Киев Карго» в прошлом году. Причем речь шла о складе №2, который служил основным ресурсом аэропорта для хранения и обслуживания импорта. Но несмотря на повышенную важность этого склада, руководство аэропорта решило сдать его компании, в которой на тот момент трудилось… 5 человек.
Владелица «Аэропорт Киев Карго» Оксана Помыткина оказалась также одним из собственников компании «Евроавтоэкспресс». И ее доля в этом предприятии ранее как раз и принадлежала тому самому Оресту Фирманюку.
Вот что сообщал об этом предпринимателе проект «Наші гроші»:
«Его имя звучало в расследовании о схемах на Одесской таможне. Тогда местные активисты жаловались журналистам: якобы на таможне у Фирманюка действуют персональные тарифы, грузы растаможивают по заниженной цене, но правоохранители не спешат с расследованиями.
Константин Ликарчук, экс-заместитель главы ГФС, объясняет: «Такого понятия, как товарная, контрабанда в Украине нет, это не совсем корректно. Правильно говорить ― «нарушение таможенных правил». Есть определенные методы того, как недоплатить в бюджет значительные средства при прохождении товарами таможенной очистки. И эти методы ― их на самом деле не так много ― достаточно понятны. Это может быть и замена товара, это может быть игра с кодами классификации, это может быть игра с таможенной стоимостью. Это серые схемы, в полутонах. Есть люди на рынке, которые предоставляют подобные услуги, у которых есть определенные отношения с ГФС и которые могут обеспечить прохождение того или иного товара по цене, скажем так, необходимой предпринимателю. И насколько мне известно, господин Фирманюк может это обеспечить».
Сам Фирманюк прозвучавшие обвинения тогда отверг ― «Я считаю, что в интернете много мусора и грязи, любой человек может что угодно написать» ― и заявил, что бизнесом уже вообще не занимается, разве что на уровне консультирования.
Примечательно, что на сайте «Миротворец», который выкладывает данные о людях, сотрудничающих с сепаратистами в ОРДЛО, было опубликовано и имя Фирманюка. Сайт обвинил его в поддержке незаконных военных формирований, а среди связанных с Фирманюком предприятий назвал и тот самый «Евроавтоэкспресс».
Связаться по указанным телефонам с Фирманюком не удалось.
В январе этого года ― после того, как разразился скандал из-за «возвращения» Арефьевой ― Константин Ликарчук в своем Фэйсбуке написал, что ее работу в целях получения контроля над Киевской таможней курирует именно Фирманюк. Правда, вскоре Ликарчук почему-то удалил эту запись.
Источник в ГФС подтвердил, что Арефьева на своей новой должности занималась непосредственным продвижением интересов Фирманюка на таможнях Киева, а также Харьковской, Сумской, Винницкой и Днепропетровской областей: «Обычные схемы ― предпринимателям предлагали оформлять грузы по демпинговым ценам на правильных таможнях и через правильные фирмы. Взамен гарантируется отсутствие проблем и обеспечение безопасности работы на уровне высшего руководства ГФС».
Почему же «занималась» в прошедшем времени? Дело в том, что разразившийся скандал все же принес свои плоды.
«Арефьева ушла на больничный, сейчас в своем кабине на Львовской площади она не появляется от греха подальше. Пока не понятно, как и в каком статусе она будет продолжать работать», ― сообщил источник.
Однако даже не появляясь на службе, Арефьева якобы смогла обеспечить контроль за тем, как ее сотрудники выполняют необходимые действия в интересах Фирманюка.
«Есть информация, что Арефьева смогла вывести видеосигнал с камер слежения, установленных в Департаменте администрирования таможенных платежей (где работает Лариса), непосредственно в офис Фирманюка. Таким образом, он мог получить доступ к таможенной информации со всех постов Украины. Если это действительно так ― какой бы фантастической такая возможность ни казалась ― то Фирманюк заслуживает аплодисментов. Выходит, он смог проникнуть на территорию режимного объекта, охраняемого автоматчиками, и контролировать работу сотрудников ГФС. Безусловно, такой финт нуждался бы в одобрении верхушки ведомства ― потому, скорее всего, это одобрение имело место», ― рассказал источник.
Напомним, что обвинения в адрес руководства ГФС в последние недели нарастают со скоростью снежного кома во время лавины. Например, в начале февраля Европейская Бизнес Ассоциация потребовала встречи с Романом Насировым из-за участившихся жалоб со стороны предпринимателей на давление фискалов. Министр финансов Александр Данилюк публично раскритиковал ГФС за коррумпированность и саботаж реформ. А 24 февраля сотрудники СБУ задержали группу работников ГФС на получении Украины взятки в 70 млн грн за возмещение НДС частной компании. Таким образом Государственная фискальная служба получила первенство в сомнительной номинации «Крупнейшая взятка» ― предыдущий кандидат претендовал лишь на 2 млн грн. Правда, на сайте ГФС до сих пор нет никаких новостей об этой печальной победе.