Мир, который построил Барак: цифровая экономика и нарастание мирового хаоса
11 января президент Соединенных Штатов Барак Обама выступил с блистательной и вдохновляющей речью, в которой он подытожил свое правление и дал современникам нечто вроде напутствия на будущее. Многие слушатели не могли сдержать слез, когда Обама произносил трогательные слова благодарности в адрес своих жены и дочерей, а также вице-президента Джозефа Байдена, намеревающегося баллотироваться в президенты США в 2020 году.
Николай Воробьев о хитростях Путина, «ястребах» Трампа и украинском вопросе (видео)Основная часть выступления была посвящена необходимости сохранить и совершенствовать американскую демократию, которая является залогом лидерства страны в мире, процветания и прогресса. Особо подчеркнул, что сделает все возможное, чтобы передача власти Дональду Трампу прошла максимально гладко.
Перечисляя свои личные успехи на посту главы Белого дома, Обама упомянул преодоление финансового кризиса 2008 года, спасение американского автопрома, увеличение количества рабочих мест, прогресс в отношениях с Кубой и Ираном, ликвидацию Усамы бен Ладена и, конечно же, медицинскую реформу Obamacare, открывшую доступ неимущим слоям населения к качественному медобслуживанию.
Вместе с тем американская и мировая общественность резко разошлась в своих оценках наследия Барака Обамы. Сторонники называют уходящего президента самым успешным президентом-демократом со времен Франклина Д. Рузвельта, сравнивая наследие Обамы с достижениями 40-го президента Рональда Рейгана. Критики же утверждают, что все правление первого президента-афроамериканца стало сплошной катастрофой.
Obamacare
Главным достижением сторонники уходящего президента называют уже упоминаемую реформу здравоохранения. С одной стороны, Obamacare действительно обеспечила доступ беднейших людей к ряду благ американской медицины. С другой, за таковую привилегию платят все прочие – стоимость страховок существенно выросла для всех. Уровень жизни в Соединенных Штатах достаточно высок, и нужно сильно постараться найти работу, которая не включала бы в себя или не давала бы возможности приобрести нормальную медицинскую страховку. Критики отмечали, что значительной частью бенефециариев Obamacare оказались профессиональные халявщики, поколениями сидящие на соцобеспечении. И что предоставить одинаково качественное медицинское обслуживание инженеру из Силиконовой долины и члену молодежной банды из неблагополучного квартала Чикаго не только физически невозможно, но в высшей степени несправедливо.
Кроме того, реформа здравоохранения работает, но со значительными «глюками». Оппоненты Барака Обамы из Республиканской партии делали все возможное, чтобы Obamacare так и не вступила в силу. Более того, каждый кандидат-республиканец шел на выборы с лозунгами отмены реформы. Не является исключением и Дональд Трамп. Избранный президент уже пообещал, что отмена Obamacare станет его самой первой инициативой после вступления в должность.
Спасение экономики, хайтек и полеты на Марс
Когда Барак Обама в 2009 году приступил к исполнению своих обязанностей, экономика США переживала не лучшие времена. Ипотечный кризис подкосил все и вся, биржевые индексы потеряли тысячи пунктов, рынок недвижимости был парализован, безработица колебалась в районе 10%, автомобильные и банковские гиганты пребывали на грани банкротства. Влив десятки миллиардов долларов в автоконцерны и финансовую сферу, администрация Обамы спасла страну от витавшего над ней призрака новой великой депрессии. Несмотря на банкротство банка Lehman Brothers – одного из ведущих финансовых конгломератов планеты – остальные банки понемногу восстановились, со временем возобновив кредитование экономики.
«Ти-Рекс», «Бешеный пес» и другие фигуры администрации ТрампаБыли заключены многочисленные соглашения о зонах свободной торговли, самым значимым из которых стало Соглашение о Транстихоокенском партнерстве. Мир стал по-настоящему глобальным.
Мощная инновационная среда, сопровождавшая годы правления Обамы, способствовала невероятному расцвету высоких технологий. Если ранее самыми важными, богатыми и влиятельными корпорациями мира были нефтяные и промышленные гиганты, то за последние восемь лет первые строчки в американских и мировых рейтингах заняли Apple, Google, Microsoft, Facebook, Amazon и другие лидеры хай-тек-индустрии. Экономика планеты за считанные годы стала в корне иной, полностью перейдя на цифровые рельсы.
Высокие технологии также полностью перекроили мировую энергетику. Благодаря сланцевой революции Соединенные Штаты вышли на первое место по добыче газа и в тройку лидеров (возможно, и в безусловные лидеры) по добыче нефти. Причем Вашингтону для этого не пришлось расконсервировать стратегические запасы на Аляске и Алеутских островах. Средняя себестоимость добычи сланцевой нефти буквально за два последних года упала ровно в два раза (с $59,03 до $29,44 за баррель), а в некоторых месторождениях Северной Дакоты сравнялась со стоимостью добычи традиционной нефти. В результате мировые цены на энергоносители рухнули, существенно подкосив экономику и политические амбиции таких агрессивных нефтедобывающих стран, как Россия, Венесуэла и Иран.
В свою очередь, бум нетрадиционный нефте- и газодобычи, низкие цены на углеводороды привели к возрождению американской нефтехимической промышленности и к новой реиндустриализации страны.
В то же время администрация Обамы всячески стимулировала отказ от ископаемых видов топлива и переход на возобновляемые источники энергии. За последние годы стоимость солнечных батарей упала в десятки раз, а их мощность на столько же выросла. Солнечные панели и ветряки покрыли целые регионы мира. Электромобили стали полноценным и по-настоящему массовым видом транспорта: в ряде американских штатов (включая Калифорнию) и в отдельных европейских странах продажи электрокаров существенно превышают продажи традиционных авто.
Стараниями Илона Маска стало создание (пока экспериментального) капсульного поезда Hyperloop, способного развивать скорость до 1200 км/ч, и действующая программа частного освоения космоса. Человечество всерьез заговорило о колонизации Марса.
Новые технологии, падение цен на энергоресурсы и возрождение нефтехима дали мощнейший толчок американской экономике: ВВП страны растет в среднем на 2,2% в год (невероятно много как для высокоразвитой страны), безработица снизилась с 10 до 4,5%, а доллар снова стал самой сильной валютой планеты.
В то же время почти в два раза вырос государственный долг США (с $11,8 до 19,9 трлн), а также выросло количество людей, получающих продовольственные талоны. Что является следствием явно непродуманной социальной политики.
Внешняя политика: сплошные провалы
В мае 2011 года американские морские котики ликвидировали в пакистанском городе Абботтабад «террориста №1» Усаму бен Ладена. А в году 2016-м произошел тектонический сдвиг в отношениях между Вашингтоном и Гаваной. Вследствие которых на Кубу вполне могут хлынуть американский инвестиции, и Остров Свободы наконец-то перестанет быть островом тотальной нищеты.
К сожалению, больше 44-му президенту США похвастаться на ниве внешней политики практически нечем.
В 2011 году Белый дом, вопреки американским интересам, горячо приветствовал «Арабскую весну», которая смела прозападные режимы в Тунисе и Египте. В результате в Каире к власти пришли исламисты из движения «Братья-мусульмане», а в Тунисе – аналогичная им партия «Ан-Нахда». Спустя какое-то время население обеих стран разочаровалось в прелестях политического ислама, и к власти, по сути, вернулись старые режимы. Только гораздо более слабые и куда менее ориентированные на Запад.
Гораздо тревожнее разворачивались события в других арабских странах.
Так, в Ливии руководимая Вашингтоном международная коалиция пошла на военную интервенцию, чтобы не позволить многолетнему диктатору Муаммару Каддаффи подавить бушевавшее там восстание. Что характерно, американские военные и представители разведсообщества выступили против такого вмешательства, однако Барак Обама не внял их совету. В результате антизападный, но вполне светский и прогнозируемый режим Каддаффи был свергнут, а на его место пришла анархия и хаос. Страна де-факто перестала существовать, погрузившись в состояние войны всех против всех.
В Сирии, напротив, администрация Обамы установила «красную линию», пригрозив начать операцию против режима Башара Асада в случае применения последним химического оружия. Асад, как известно, химоружие применил, после чего не последовало ровным счетом ничего. Ситуация нанесла катастрофический удар по имиджу Соединенных Штатов, продемонстрировав, что озвученную Белым домом «красную линию» можно беспрепятственно нарушать.
Российский компромат на Трампа: когда карточный домик падает прямо на головуВялая и неуверенная поддержка Вашингтоном умеренной сирийской оппозиции привела к тому, что знамя борьбы с Башаром Асадом перехватили радикалы: сначала из Аль-Каиды, позже – из «Исламского государства». А преждевременный вывод американских войск из Ирака привел к расколу и этой страны и захвату исламистами значительной части ее территории. Сделанная позже ставка на иракских и сирийских курдов себя полностью оправдала. Трагедия лишь в том, что такую ставку нужно было делать с самого начала, когда ситуация еще не зашла слишком далеко.
Сделка с Ираном действительно привела к замораживанию иранской ядерной программы. По крайней мере, в той ее части, которую можно промониторить. С другой стороны, отмена секторальных санкций привела к росту амбиций и влияния Тегерана на Ближнем востоке. На данный момент Иран поставил под полный контроль соседний Ирак и значительно усилил свои позиции в Сирии, фактически сформировав «шиитскую ось» Иран-Ирак-Сирия-Ливан и получив выход к Средиземному морю. О том, что такая ось является глубоко антиамериканской и антиизраильской, напоминать, думаю, не стоит.
Арабо-израильский диалог при Обаме был заморожен, а отношения Вашингтона и Иерусалима – серьезнейшим образом испорчены. Виной чему стала откровенно пропалестинские симпатии Белого дома, выразившиеся в отказе ветировать резолюцию, осуждающую строительство еврейских поселений на спорных территориях.
Турция – ключевой союзник США в регионе – в последнее время перестал быть таковым. Правда, вины Соединенных Штатов в этом нет. Проблема, скорее, в росте националистических настроений в Турции, а также в резком отходе правительства Эрдогана от демократических принципов. Фактически страна стремительно превращается из оазиса Запада на Востоке в типичную азиатскую монархию.
Отсутствие внятной реакции на милитаризацию Китая и на строительство Пекином серии искусственных островов в Южно-Китайском море только подстегнули амбиции Поднебесной. Важнейший союзник Америки в азиатско-тихокеанском регионе – Филиппины – близки к переориентированию на Китай. Если политика Вашингтона на Дальнем Востоке останется столь же невыразительной, из американской обоймы могут выпасть и другие страны.
Невзирая на критику со стороны экспертов ведущих американских мозговых центов, генералов и оппозиционных политиков, Барак Обама долгое время отказывался обращать внимание на угрозу, исходящую из Кремля. Вместо жесткого ответа на агрессию против Грузии, Обама вместе с Хиллари Клинтон начали политику «перезагрузки». Попустительство всегда провоцирует агрессора на большее. Прощение Грузии было воспринято Москвой как карт-бланш.
Результат – вторжение в Украину, реакция Белого дома на которую также была недопустимо мягкой и неадекватной: санкции были откровенно смешными, отказ Обамы предоставить нашей стране летальное оружие вызывал недоумение даже среди членов его администрации (поговаривают, экс-глава Пентагона Чак Хейгел ушел в отставку именно из-за этого). В итоге Соединенные Штаты получили от Кремля сполна: угрозы против восточноевропейских членов НАТО, нарушения воздушных и морских границ стран-членов НАТО на Балтике, провокационные облеты российскими самолетами американских военных кораблей. Наконец – кибервмешательство в выборы президента США.
Трамп как следствие Обамы
Но самым главным провалом Барака Обамы стала фигура его преемника. Невзирая на многочисленные успехи, сторонники 44-го главы Белого дома ждали от него более радикальных и системных реформ. Противники не могли простить Obamacare, увеличение налоговой нагрузки на средний класс (средства от которых шли зачастую на содержание бездельников и асоциальных элементов), неспособность обуздать терроризм, слишком мягкий подход к зачинщикам расовых беспорядков. Мягкость часто порождает запрос на «сильную руку». Зашкаливающая политкорректность приводит к торжеству тех, кто «рубит правду-матку». А интеллигентные речи и сложные подходы уступают место простым рецептам решения проблем. Маятник неожиданно для всех качнулся резко вправо. И на смену Бараку Обаме идет его полная противоположность – Дональд Трамп.
Максим Викулов
Фото: Reuters/Y.Gripas