Путинская Россия: война как стиль жизни
Россия, как официальный правопреемник СССР, получила в наследство не только огромные географические просторы и богатые природные ресурсы, но и манию величия.
Нацбезопасность-2017: новые угрозы и главные ошибки УкраиныБеда лишь в том, что «тюрьма народов» распалась, а вот империалистический душок никак не выветрится из кремлевских коридоров. Politeka решила узнать, в чем же суть военной доктрины Кремля и стоит ли в ближайшее время ожидать уменьшения ее геополитических аппетитов.
Путинскую Россию уже привычно ассоциируют с раздраженным медведем, который проснулся от спячки и в неконтролируемом гневе крушит всех и вся на своем пути. Довольно удачное сравнение, если принять во внимание тот факт, что вся новейшая история этой страны – это перманентное участие в военных конфликтах.
Традиция силы
От конфликтов к конфликтам – в таком темпе последние 20 лет Москва выстраивает свою внешнюю политику. Российский военный сапог не перестает топтать чужие территории, показывая миру все перспективы «русского мира».
Начатая еще в 80-х годах, война в Афганистане, казалось, была жирной точкой в истории кровавых и абсолютно безрезультатных войн в Центральной Азии. Десятилетняя агрессия унесла жизни более 1,5 млн мирных людей.
Советские потери в Афганистане оценивают в 15 тыс. убитых. По неофициальным данным, количество погибших в разы больше. Последствия многолетней интервенции советских войск — зарождение и распространение радикальных исламских течений и мирового терроризма.
Очевидно, история не учит. Уже в 90-х годах Россия вмешалась в грузино-абхазский конфликт. Благодаря активной поддержке российских военных, в частности поставке оружия в Абхазию, Грузия понесла значительные человеческие и территориальные потери. Война унесла жизни более четырех тысяч грузин (еще 1 тыс. пропали без вести) и столько же абхазов. Около 250 тысяч грузин (почти половина населения) были вынуждены бежать из Абхазии. На этом хронология войн не заканчивается.
С 1994 по 1996 годы шла Первая чеченская война. В боях погибло от 20 до 50 тыс. российских солдат. Также жертвами стали около 120 тыс. чеченцев, из которых всего лишь 3 тыс. — военные.
Уже через три года, в 1999-м, началась Вторая чеченская война. На этот раз погибло более 25 тыс. мирного населения. Потери российских войск – свыше шести тысяч. Чеченских боевиков – 15 тыс.
2008 год — российская интервенция в Грузию. Последствия – отторжение Южной Осетии. Поражение грузинской армии, потеря Кодорского анклава Абхазии и этническая чистка грузинских сел в Южной Осетии – все это произошло под знаком «миротворческой» миссии Кремля, который очередной раз с автоматами защищал «права людей».
Потери грузинской стороны составили около 175 человек. С российской, по разным данным, погибло 67 военнослужащих.
Украина на собственном опыте почувствовала, что такое «братская» любовь по-русски. Российские военные в дуэте с местными террористами создали еще одну новую «горячую точку» на территории Европы — Донбасс. В результате вот уже трехлетней необъявленной войны погибло более десяти тысяч украинских военнослужащих. Около трех миллионов людей из Донецкой и Луганских областей стали вынужденными переселенцами.
Финальным аккордом Москвы стала ее интервенция в Сирию в 2015 году. Путин поддержал режим президента Башара Асада и укрепил свои позиции в регионе, навязав миру свою повестку дня. По официальным данным, в результате прямых военных операций погибло 23 российских военных.
По словам генерал-лейтенанта, экс-заместителя главы СБУ и главы Союза офицеров Украины Александра Скипальского, чтобы понять, в чем суть российской военной доктрины, необходимо исходить из ее исторического военного опыта.
«Россия как многонациональная страна – уникальный конгломерат. Она образовалась не благодаря цивилизованному размещению племен, а в результате захвата народов. Население на генетическом уровне является захватчиком, для него война – стиль жизни. Сначала захватывали новые территории, затем с помощью силы их удерживали. Это стало традицией. Мир не хочет понять, что Россия – это страна именно с таким багажом, и она не изменится. Если начнет меняться, как это было при Ельцине, то начнет загибаться. Напомню, Ельцин призвал «брать как можно больше демократии». Разрешил проводить выборы в регионах.
Путин, придя к власти, эту практику запретил. Взял выборы под свой контроль. Самостоятельно назначает преданных ставленников центра. Если бы народ выбирал власть на местах, происходили бы такие события, как в Чечне, Татарстане. Там были центробежные силы. Путин понял, что его стране нужна модернизированная форма монархии. Он ее создал. Взял на вооружение военный опыт российских императоров.
В частности, принял новую военную доктрину, первый пункт которой — недопущение расширения НАТО до территории России. Украина на 90% является жертвой российской агрессии, исходя из этого пункта – нежелание расширения НАТО на Восток. На этом Москва торгуется с Западом. Не хочет идти на компромисс. Для них любая потеря территории – угроза. Несмотря на то, что в России экономический кризис, эйфория от того, что «Крым наш», продолжается. Это генетика, явление, которое невозможно объяснить рационально.
Также важным пунктом российской военной доктрины является участие спецслужб в проведении внешней политики. На это выделяются колоссальные деньги. Они действуют намного эффективнее, чем украинские спецслужбы.
В ближайшее время Путин не откажется от давления на Украину. Единственный компромисс – утверждение марионеточного руководства в Украине. Он не заинтересован сделать из Украины второй Алеппо. Не пойдет на это по двум причинам. Первая – это может привести к Третьей мировой войне, которая станет катастрофой для самой РФ. Вторая – чем больше жертв в Украине, тем больше ненависти к агрессору и сопротивления. Поэтому он ищет пути внутреннего разрушения. Украинская власть должна самоочиститься, чтобы таких «стрелков», как Пашинский, не было у власти. Выскочек с Майдана, которые профукали Крым, Украина также должна заменить. На их место необходимо поставить государственных деятелей. Тогда сможем проводить свою политику. А у нас ряд сложностей. Расслабляться не стоит. Должны каждое село готовить к обороне.
Гарантировать спокойствие на Донбассе невозможно. Донбасс – то же, чем когда-то был Севастополь с его черноморским флотом — уздечка на шее строптивого украинского коня. Не дает государству развиваться. Однако жизнь не стоит на одном месте. Посмотрите, что происходит в Европе. По теории Мальтуса, война возникает в результате перенаселения или потери ресурсов. Видим, что в Европе эти процессы происходят. Впервые за много лет после войны в Германии издали «Майн Кампф» («Моя борьба» — книга Адольфа Гитлера, которая стала идеологической основой немецкого национал-социализма – ред.) тиражом 100 тыс. экземпляров. Разлетелась за несколько дней. Германская нация в предчувствии угрозы становится воинственной. Не потерпит, чтобы миграционные силы разрушали немецкий уклад жизни. Французы более покладисты. Всегда маневрируют. Англичане также вышли из ЕС исключительно из-за миграционной политики Европы, чувствуя, что могут раствориться».
Цена мирового лидерства
Каким бы сильным ни был агрессор, но даже он со временем ударяется о камни внутриполитической жизни и экономических вызовов. По оценкам экспертов, армия ежегодно «съедает» несколько десятков миллиардов долларов из российского бюджета.
В 2016 году Россия потратила на оборону около $60,82 млрд. Это почти четверть всех расходов российского бюджета. В Германии и США эта доля меньше – 11% и 15% соответственно.
В таких условиях приходится доставать «заначку» на «черный» день — как в случае с Резервным фондом России.
Как Россия, Иран и Турция сговорились о Сирии «на троих»Ожидается, что он полностью иссякнет в 2017 году. Об этом еще в сентябре заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров.
В проекте федерального бюджета на три года, который опубликовало Министерство финансов РФ, говорится, что дефицит бюджета России в 2017 году составит 3,2% ВВП. Однако Путина такие цифры не пугают. Он заявил, что проект бюджета с трехпроцентным дефицитом является «приемлемым уровнем на фоне ведущих мировых экономик».
Чтобы не огорчать президента, российский минфин нашел вход из ситуации. В 2017 году на финансирование дефицита бюджета планируют потратить 1,152 трлн рублей (18,4 млрд долларов) из Резервного фонда и 659,6 миллиарда рублей (10,5 млрд долларов) из Фонда национального благосостояния.
По словам Скипальского, Украине не стоит расслабляться и ждать, что Россия пойдет с сумкой по миру.
«Несмотря на заявления, что Россия исчерпает в 2017 году свой Резервный фонд, жить в иллюзиях не стоит. Хотим мы этого или нет, но Россия является одной из богатейших мировых держав благодаря ее полезным ископаемым, ресурсам, воде, в конце концов. Занимает жесткую позицию на Севере, в Ледовитом океане. В Арктике размещает свои военные части. Это все — борьба за ресурсы. В этом суть выживания будущих государств. 35% прибыли Германии – также российские ресурсы. Германия не хочет это терять. Ведь понимает, что замены нет. Поэтому Россия знает себе цену. Соответственно, отсюда и уступчивость со стороны Запада.
Экономически Россия так легко не сломается. Даже народ, который еле концы с концами сводит, поддерживает ключевую мысль – «мы не отдадим ни одного метра». Центр понимает: чем больше военная доктрина направлена на проведение агрессивной внешней политики, тем лучше это воспринимается и поддерживается обществом.
Взять хотя бы Сирию. Она была нужна Россия только для того, чтобы иметь плацдарм для военной базы. Второе – не допустить транспортировки углеводов в Европу, чтобы не было конкуренции.
После Сирии будет Средняя Азия. Там будем наблюдать экспансию Китая. Не зря аналитики сходятся во мнении, что американский президент Дональд Трамп пойдет на сближение с Россией исключительно ради сдерживания Китая. Так что военное присутствие России в мире не уменьшится, а только усилится».
Романия Горбач
Фото: shutterstock.com