Украина на пороге нового: какие реформы нужны в 2017 году
После принятия бюджета на 2017 год, количество депутатов в кулуарах Рады заметно уменьшилось. На фоне поддержки закона об амнистии участникам АТО, отстранения Савченко от представительства Украины в ПАСЕ и провала почти 30 законопроектов из-за нехватки голосов, нардепы настраивались на новый календарный год.
Мнения относительно приоритетов развития страны у представителей различных политических сил существенно отличаются. Politeka собрала самые интересные, а иногда и наиболее популистские, предложения нардепов от разных фракций, которые они хотят реализовать в 2017 году.
Дмитрий Тымчук, «Народный фронт»:
— Самое важное в сфере обороны — обеспечить развитие Вооруженных сил Украины, а не тратить 70% на проедание: зарплаты, пищевое обеспечение и одежду, ремонт техники и т.д. То есть сосредоточиться нужно на повышении боеспособности, технической модернизации и создании мотивации к военной службе.
Будет остро стоять вопрос о производстве военной техники, ее закупке и модернизации. К сожалению, на это выделили очень мало средств, и гособоронзаказ снова окажется на грани срыва. В этом году мы его профукали и выполнили около 30% от плана. Когда Минобороны говорит о выполнении гособоронзаказа на 90%, то речь идет исключительно о тех деньгах, которые на это в итоге выделили! А мы недополучаем 36 млрд грн для этого только от конфискации денег «семьи Януковича».
На следующий год мы уже не планировали никаких средств от специальной конфискации, а значит есть возможность нарастить выделение средств и полностью обеспечить план по гособоронзаказу. В идеале мы должны заниматься полным циклом производства вооружения. Создать тот же патронный завод с нуля мы не сможем, нужно думать о формах совместных предприятий. Надеяться на Запад или США в этом вопросе нельзя. Максимум, что мы можем попросить — это технологии или помощь в запуске производства.
Также необходимо создать мотивацию для военнослужащих в зоне проведения боевых действий. Сейчас эта мотивация равна доплате в 1200 тыс. грн на месяц. Поэтому мы уже предложили повысить эти доплаты военнослужащим в первой и второй линиях до 5-6 тыс. грн. Сидеть в окопе за дополнительную тысячу гривен — это не мотивация; люди в зоне АТО должны получать в 3-5 раз больше «тыловиков».
Анна Гопко, внефракционная:
— У нас такое отставание по большинству направлений, что список важных вещей не может быть коротким. Нам надо столько принимать, воплощать, догонять прогресс.
Самое важное после принятия изменений в Конституцию — это реальное очищение судебной ветви власти. Наши суды должны доказать, что ими уже не могут управлять с помощью телефонных звонков. Это очень важно.
Вторая принципиальная задача на 2017 год — это усиление роли новых антикоррупционных институтов. Если сейчас НАБУ уже направило в суд 46 дел, в следующем году мы должны увидеть первые приговоры. Для этого нам необходимо принимать целый ряд законов, поправок и так далее.
Людмила Денисова, «Народный фронт»:
— Первое направление — это повышение обороноспособности страны. Если идет война, а по улицам Донбасса ходят российские солдаты — любую реформу можно уничтожить за короткое время. Поэтому надо финансировать не только содержание армии, но и запустить масштабную программу военного строительства, которая оживит экономику, создаст рабочие места и обеспечит нас надежной защитой.
Второе направление — это создание условий для развития IT-сектора. Безусловно, государство должно поддерживать его налоговыми льготами, специальными режимом запуска предприятий.
Третий важный сектор — это реализация льгот для АПК. Для того, чтобы обеспечить страну валютой, а мир — качественными продуктами, мы должны использовать 30% мирового чернозема, который расположенной на территории нашей страны.
Мустафа Джемилев, БПП:
— Наиболее критическая ситуация у нас сложилась с борьбой с коррупцией. Каждый раз, когда я бываю в Европе, США или в международных организациях, нам по десять раз в день повторяют: если вы не покончите с коррупцией, никакого развития у вас не будет. Коррупция хуже оккупации.
Второе — это обеспечение территориальной целостности страны, без которой не будет мощного развития экономики. Если же не развивать экономику — никакой обороноспособности мы не обеспечим.
Освобождать силой пока не получится, поэтому стоит увеличивать усилия по продлению и ужесточению санкций. Мы требуем санкций против России от Европы и Америки, а сами торгуем с оккупантом. Я много говорю об этом с президентом, он это понимает, но пока сдвигов в этом направлении я не вижу.
Лично для меня главное и, наверное, это главная цель до конца жизни, — освобождение Крыма и восточных регионов Украины от аннексии. Это связано с двумя факторами: сроком жизни режима Путина и последствиями действия санкций. Ситуация на полуострове ухудшается: людей похищают, убивают, опустошают запасы артезианской воды, постоянно исчезает электроэнергия, падает уровень жизни. Если сразу после оккупации россияне установили высокие зарплаты и пенсии, местные получали по 50-60 тыс. рублей зарплаты, а сейчас найти работу за 12 тыс. рублей, то есть 4,5 тыс. гривен, считается большой удачей. Продукты дороже и хуже, чем в самой России, а лекарства некачественные. Содержание Крыма, даже в нынешнем депрессивном состоянии, будет стоить России от $ 2-3 млрд в год. А у них еще Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье.
Необходимо провозглашение в Крыму крымско-татарской автономии. Это не выгонит захватчиков оттуда, но это вопрос исторической справедливости. Если бы это сделали раньше, история в 2014 году могла бы пойти совсем другим путем.
Сергей Власенко, «Батькивщина»:
— Самое главное — это изменение антинародной социальной политики, которую сейчас проводит правительство. То, что происходит сейчас — неправильно. У нас, по сути, заморожены социальные стандарты, государство не проводит социальную политику вообще. Надо повернуть социальный блок лицом к людям, а не тем местом, которым он стоит сейчас. И просто по-другому составлять бюджет: на основе социальной защищенности. Сейчас же у меня складывается впечатление, что наши чиновники не понимают, что у государства вообще есть социальная функция. У них в головах только «бабки», а не понимание необходимости обеспечения социальных стандартов.
Внешнюю политику также нужно менять как таковую. Мы два года назад уперлись в Минские соглашения, которые за это время показали свою неэффективность и руководители государства теперь не понимают, как решить конфликт на востоке Украины, как положить конец российской агрессии и как вести переговоры с западными партнерами. Это значит, что в государстве вообще отсутствует внешняя политика.
Уровень коррупции в Министерстве обороны просто ужасный. Нельзя считать реформой отсутствие развития нормальной профессиональной армии. Петр Алексеевич может повторять сколько угодно мантры о том, что украинская армия — лучшая в Европе. Но мы знаем, что эта армия не до конца подготовлена, что ее регулярно недостаточно обеспечивают, что у нас ребят загоняют в окопы, дав немного более высокую зарплату, чем они получали на «гражданке». Это все неправильно и это надо менять.
Елена Сотник, «Самопомич»:
— Ключевое — это все, что связано с энергетикой. Мы упростили добычу нефти на следующий год, теперь надо браться за добычу газа. Когда мы утверждаем, что не поставляем газ из России, все понимают, что реверсный газ все равно российский! Мы платим деньги европейцам, а они платят их россиянам и тем самым подпитывают экономику агрессора.
Ключевая задача, вполне реалистичная в течение 3-5 лет, — это полностью освободиться от зависимости от импорта газа. К энергетическому сектору также относится развитие альтернативных источников энергии, энергоэффективность, которая, хотя и стоит дорого, но даст толчок экономике. Это же строительные работы, производство энергосберегающих окон, и сотни других, казалось бы, маленьких вещей.
На второе место я бы поставила развитие инфраструктуры: дороги, логистические хабы, восстановление железнодорожной модернизации. Учитывая географическое положение Украины, мы должны делать ставку на перевозки. Это также будет толчком для развития.
Если говорить о действиях, которые дадут результат через несколько лет, то это реализация программы «Горизонт 2020». Она позволяет возвращать нашим ученым средства на разработку. Теперь изобретения нужно совместить с производством, чтобы запустить модернизацию многих отраслей экономики. Стимулирование наукоемких производств осуществляется за счет низких налогов и особых условий работы, этим как можно скорее и должно заняться государство.
Илья Лукаш