Выборы территориальных общин и битва за местные деньги
Два года назад в Украине объявили реформу децентрализации. Жителям малых населенных пунктов предложили создать объединенные территориальные общины (ОТО), которые с 2017 года будут иметь значительно больше полномочий, распоряжаясь своими средствами.
Зарплата в 3200 — бедность, счастье или манипуляцияСобственно, вновь созданные ОТГ будут распоряжаться 65% налога на доходы физических лиц, образовательной и медицинской субвенциями, землей на территории своих общин и смогут получать средства на развитие общин из Госфонда регионального развития.
11 декабря 2016 года голосования на первых местных выборах прошли в 41 объединенной территориальной общине 13 областей: Винницкой, Волынской, Днепропетровской, Запорожской, Николаевской, Одесской, Полтавской, Ровенской, Тернопольской, Харьковской, Херсонской, Черновицкой и Черниговской областей. Из них три являются городскими, 13 – поселковыми и 25 – сельскими общинами.
Первые выборы руководства местного самоуправления вызвали немалую активность избирателей и действующих региональных элит. Экспертов удивило, что в большинстве районов явка на выборах 11 декабря была не меньше явки на парламентских выборах 2014 года.
Явка и «проверенные» кандидаты
Своеобразный рекорд поставили избиратели Волынской, Винницкой и Ровенской областей.
В Ровенской области на этот раз на выборы пришли 61,25% избирателей, хотя на выборах в Раду в октябре 2014 года пришло 58,8% избирателей. В Волынской области разница в количестве избирателей, по сравнению с показателями двухлетней давности, вообще статистическая – 0,3% (65% в 2014 году и 64,8% в этот раз).
На Винничине показатели парламентских выборов вообще побили – 58,8% на выборах ОТО и местных советов против 57,69% избирателей на выборах 2014 года.
Пассивным оказались Черновицкая и Херсонская области, где на выборы пришли 36% избирателей.
Наблюдатели из сети ОПОРА говорят, что поскольку выборы фактически не контролировались и не организовывались Центризбиркомом, активность в каждой общине поднимали лично члены избирательных комиссий и кандидатов.
«В некоторых территориальных общинах даже состоялись дебаты между кандидатами, причем их организовали члены избирательных комиссий, – говорит эксперт ОПОРЫ Александр Клюжев. – В некоторых общинах больше повлияла активность действующих глав поселковых советов, которые пошли кандидатами. В небольших общинах политическая реклама в классическом понимании не работает, потому действующие главы знали, как выудить людей из домов и напомнить о себе».
Явка на выборах
Несмотря на то, что окончательные результаты выборов будут известны ближе к середине декабря, аналитикам понятно: украинцы проголосовали в основном за действующих глав. Например, в пяти вновь избранных общинах в Запорожье выбрали исключительно действующих сельских глав. Причем для победы кандидатам было достаточно в среднем 600-800 голосов.
Еще одним отличием от выборов общенационального масштаба стали 70% кандидатов-мажоритарщиков. Партийные кандидаты поделили между собой лишь несколько поселковых советов в крупных объединенных общинах, а выдвиженцы от БПП и «Батькивщины» выиграли по одному голове ОТО, да и то среди действующих руководителей.
«Большинство кандидатов в сельские и поселковые советы не имеют политической ангажированности, – считает координатор сети наблюдения за выборами ОПОРА Ольга Айвазовская. – Избиратели почти всех кандидатов знают лично, и их карьерный путь редко ассоциируется с политической силой. Использование партийного ресурса было небольшим, преимущественно админресурс применяли действующие депутаты местных советов или председателей, которые активизировали выполнение своих обязанностей именно во время избирательной кампании.
Известные по нынешнему составу Верховной Рады партии не сильно напрягались для участия в выборах. Лидером среди партийных выдвиженцев стала «Батькивщина» (2080 кандидатов в целом). Второе и третье место по количеству выдвиженцев поделили непарламентские Аграрная партия Украины (500 кандидатов) и «Наш край» (416). В десятку лидеров по представительству кандидатов на последних выборах «Самопомощь» и «Народный фронт» вообще не попали.
«Семья», «двойники» и непрофессионализм
«Результаты наблюдения выявили ряд существенных нарушений избирательного законодательства во время проведения голосования и подсчета голосов на избирательных участках», – говорится в промежуточном отчете ОПОРЫ, которая отправила для мониторинга выборов более 70 наблюдателей. 15 актов о нарушениях закона и семь заявлений в правоохранительные органы существенно не повлияют на результаты выборов, говорят в организации.
Самым распространенным нарушением стало голосование или без документов, или по документам близких родственников. На Николаевщине (участок № 480198 Александровская ОТО) члены комиссии позволяли массово голосовать людям без документов, не обращая внимания на предостережения наблюдателей.
«Да мы их 30 лет знаем, что вы от нас хотите?», – так процитировал аргументацию членов комиссии один из очевидцев.
Экватор Порошенко: достижения, провалы и досрочные выборыНа Черниговщине наблюдатели «за руку» поймали членов комиссии, выдавших избирателю бюллетень его… родственника. На Херсонщине на участок приехали люди в камуфляже, которых туда отправила один из кандидатов для «обеспечения общественного порядка». На Днепропетровщине считать голоса пришлось при свете фонариков (УИК № 120187, г. Божедаровка).
Главным трендом избирательных кампаний стали протесты … по созданию самих объединенных общин. В одном из округов проведение выборов было даже запрещено судом, но незадолго до 11 декабря это решение удалось отменить. Однако до последнего дня часть тех кандидатов, которые победили, прошли в местные советы под лозунгами пересмотра или отмены результатов создания ОТО.
Куда интереснее стало проникновение избирательных махинаций, которые ранее применялись на общенациональных выборах, на поселковый уровень. Самым заметным стало выдвижение кандидатов-однофамильцев против вероятных победителей.
«Мы фиксировали, когда на выборах в поселковый совет вдруг появлялся какой-то студент, полный однофамилец действующего сельского председателя, который шел на выборы. Как правило, это использовалось в тех регионах, где председатель имел не устойчивые позиции, но сам такой способ на уровне местных выборов мы зафиксировали впервые», – говорит Клюжев.
В поселке Приазовское в Винницкой области среди населения в почти 6000 человек нашелся полный тезка действующего сельского головы Валерия Немировского. А вот в Немирове из шести кандидатов в списке сразу трое были с фамилией Качур, среди которых и действующий мэр Виктор Качур. «Оппонировали» ему на скачках братья Борис и Игорь Качури из Днепра.
Начало или конец реформы?
Анализ недостатков избирательного законодательства и практики проведения выборов – актуальный вопрос для экспертов. Для рядовых граждан куда важнее результаты работы местной власти, получившей право на распоряжение значительными средствами по сравнению с 2013 годом: плата за землю, 60% налога от доходов физических лиц, капитальные расходы и проектные деньги международных доноров для реализации инфраструктурных проектов.
Грубо говоря, большинством налогов от цеха или автозаправочной станции на территории общины отныне будет распоряжаться руководство общины. По результатам первого года реализации бюджетной децентрализации, бюджеты общин выросли минимум в 3-4 раза. Но главное – не сколько собрать, а как использовать.
«Процесс децентрализации в два этапа выборов в декабре 2016 года не закончится. Больше зависит от того, насколько эффективно будут работать органы местного самоуправления после объединения общин, – заключает Айвазовская. – Если такая конструкция позволит общинам наполнить собственные бюджеты и реализовывать локальные проекты, объединения общин произойдет быстрее. Если будет на нынешнем уровне управления, вряд ли количество общин, которые добровольно будут объединяться, существенно увеличится».
Илья Лукаш
Фото: szona.org