Путин лепит новый образ Беларуси: «хунта» вместо друга
Периодически мы становимся свидетелями того, как информационные войны разворачиваются и в отношении других государств. Яркий пример – освещение войны в Сирии, где Россия в своем медийном пространстве изображена едва ли не последней надеждой цивилизованного мира. Также еще одним очередным объектом в этой гибридной войне стала страна «бацьки» Лукашенко – Беларусь.
Как бацько Лукашенко лавировал между Путиным и Евросоюзом24 ноября на Первом канале российского государственного телевидения в прямом эфире показали ток-шоу «Время покажет», где активно обсуждался «украинский сценарий» для Беларуси. Аналогичные параллели между Украиной и Беларусью провел еще один российский телеканал «Звезда».
Почему российская пропаганда решила начать антибелорусскую кампанию и выдержит ли Беларусь напор кремлевской идеологической машины – выясняла Politeka.
По словам белорусского политолога, аналитика исследовательского центра EAST (Eurasian States in Transition) Андрея Елисеева, последние несколько месяцев наблюдается очевидная тенденция увеличения в российском медиапространстве количества дезинформационных сообщений о Беларуси.
«Такие ток-шоу, как «Время покажет» или программа на ТВ «Звезда» – это лишь верхушка айсберга, – уверен эксперт. – Например, информационное агентство Regnum публикует ряд откровенно шовинистических материалов в отношении Беларуси. В одном из последних, например, говорится, что белорусы – это ополяченные россияне, а белорусский язык «придумали для постепенного превращения россиян в поляков».
«Основной месседж этой и ряда других статей в российских СМИ: белорусского языка и нации нет, белорусская государственность – досадная историческая ошибка. Вообще есть десятки менее популярных сайтов, которые эпизодически размещают подобные материалы с извращенным представлениям об исторических и социальных процессах в Беларуси», – отмечает Елисеев.
Кроме того, убежден политолог, есть несколько причин такой внезапной заинтересованности Беларусью со стороны Москвы.
«Во-первых, эта риторика прекрасно вписывается в официальную идеологему России как «осажденной крепости». В рамках все большей медиаистерии нужны все новые объекты для атак. Мол, все против нас. И не только Запад. И даже бывшие союзники под вопросом, – рассказывает Елисеев. – Во-вторых, это также указывает на недовольство российского господствующего класса недостаточно пророссийской, на их взгляд, позицией Беларуси во внешней политике. Среди прочего, Россия всерьез рассчитывает разместить в Беларуси свою авиабазу на фоне растущего противостояния с Западом. Однако Лукашенко отчаянно этому противится».
Российскую аудиторию готовят к тому факту, что РФ может пустить в действие на Минск в разы большее политическое давление, или уменьшить экономическую поддержку. Ведь большинство россиян по-прежнему воспринимают Беларусь как надежного союзника.
«Российские медиа пытаются распространить образ измены, чувство обиды у простого россиянина касательно Беларуси, – говорит Елисеев. – Мол, смотрите, мы им даем дешевый газ и нефть, доступ к нашему рынку, а они на транзит западных санкционных продуктов закрывают глаза. Также распространяется тезис, якобы в стране растут русофобские настроения и люди ополчились против русского языка. Последнее вообще смехотворно. Русский язык, как и раньше, доминирует во всех сферах общественно-политической жизни, а белорусский сами же белорусские власти за последние 20 лет почти совершенно вытеснили из системы образования и СМИ. Абсолютно бессмысленные страшилки о якобы все большем угнетении русского языка транслируются даже на серьезных конференциях, например, сотрудниками Российского института стратегических исследований».
По словам политолога, пропагандистская кампания России может быть направлена и на создание определенного раскола внутри белорусского общества по принципу «за русский мир или против него», что в перспективе можно использовать по-разному. Что касается четкой стратегии и конечной цели, то ее, очевидно, у организаторов антибелорусской медиакампании пока нет. Сегодня все происходит в тестовом варианте, по принципу «будем действовать по ситуации».
«Агрессивных действий России боится ряд стран. И не без оснований. Заграбастать Беларусь российскому предводителю значительно проще, чем Украину и страны Балтии. – Рассказывает он. – Ни для кого не секрет, что Путин руководит Лукашенко. Это неоспоримый факт. Как и то, что тот ему органично отвратителен. Но Путин – профессиональный шпион. А у Лукашенко какое образование? Никакого нет. Ему остается только одно – подчиняться воле сильнейшего.
Кроме того, в Беларуси сегодня у власти находится антибелорусский диктатор. Он подозревается во многих преступлениях. Рано или поздно предстанет перед судом.
Лукашенко далек от понимания, что такое белорусская культура, язык и тому подобное. Будет сохранять только власть. Отдаст все что угодно Путину, чтобы только сохранить себя на верхней полке этой власти. Если же придется уничтожать Беларусь, то захочет там остаться хотя бы наместником. Поэтому причины для опасений очень серьезные. Если Россия применит агрессию против Беларуси, то раздавит ее полностью».
Романия Горбач