Квартирный вопрос или крючок для Порошенко: что стоит за войной Луценко с Лещенко
Открытие дела совпало с показаниями сразу двух депутатов о предоставлении «американским спецслужбам» информации об использовании счетов в США президентом Порошенко и членами его команды, якобы во время коррупционных сделок.
Квартирный вопрос
История с квартирой почти в 200 квадратных метров началась для Лещенко с неудачного визита в отделение Сбербанка, где его «заметили» журналисты.
Как люди Порошенко и Яценюка «делят» Государственное бюро расследованийПотом выяснилось, что во время этого самого визита нардеп завершал оформление на себя и свою гражданскую жену Анастасию Топольскую квартиры в центре Киева за 7,5 млн грн. Кроме собственно Топольской, почти половину суммы Лещенко одолжил у бывшей начальницы – главного редактора «Украинской правды» Алены Притулы и своей матери.
После этого генпрокурор Юрий Луценко, который почти два года сидел рядом с Лещенко в Верховной Раде в одной фракции – Блок Петра Порошенко, отказался прийти с ним на престижный международный саммит YES.
«Говорить о борьбе с коррупцией вместе с Лещенко считаю неприемлемым и недопустимым», — аргументировал свое решение Луценко.
Нардеп отвергал все подозрения в незаконности приобретения квартиры, по собственной инициативе через неделю после покупки сдал все документы о происхождении средств с 90-х годов в Национальное антикоррупционное бюро, а продолжение дискуссии вокруг этого называл «политическим заказом».
Буквально за несколько дней после начала истории с «квартирой Лещенко», на «квартирном вопросе» погорел уже сам генеральный прокурор. Журналисты программы «Наши деньги» нашли у компании «Украинские новейшие телекоммуникации», владельцем которой несколько лет был Луценко со своей женой, уже восемь квартир в Киеве. Они были оформлены на бывшего бухгалтера этой компании, которая сейчас живет в селе в Киевской области.
После того как скандал начал приобретать огласку, квартиры вдруг выкупил… депутат от фракции БПП Глеб Загорий – владелец фармацевтической компании «Дарница».
Пока Луценко с Лещенко обменивались обвинениями по поводу жилья, НАБУ завершило проверку покупки квартиры действующим нардепом. Не найдя никаких нарушений в этом, дело передали в НАПК, которое должно проверять декларации чиновников на соответствие доходам.
Скандал с квартирами бывших однопартийцев можно было бы считать исчерпанным, если бы прокуратура не перешла в открытую войну с нардепом.
Крючок для Порошенко?
1 декабря НАПК сообщило о завершении проверки покупки квартиры Сергеем Лещенко: нарушения есть, нардепа оштрафовали на 200 минимальных заработных плат, а также конфисковали 1,8 млн грн «скидки», которую он, якобы, получил от застройщика.
Политические игры, в которые играют люди«Проснулся человеком, которому подарили 1,8 миллиона гривен. Чувствую себя очень счастливым, только вот не могу вспомнить, где эти деньги лежат. Потому что они существуют только в воображении сотрудников НАПК», — иронизировал нардеп в своем Фейсбуке.
В приложенном письме-приглашении от НАПК речь шла о пояснениях относительно «подарка», наверное, от Алены Притулы. На месте выяснилось, что необоснованный подарок нардепу предоставила компания-застройщик в качестве скидки, которую теперь у Лещенко собрались конфисковать. К тому же от депутата потребовали показаний по уголовному делу, которое против него возбудила Генеральная прокуратура за «незаконное обогащение».
Во время пресс-конференции 1 декабря Лещенко назвал это уголовное дело «личной местью со стороны президента» и вспомнил об удивительном факте.
«Несколько недель назад меня «сконтактировали» с представителями американских спецслужб по поводу фактов коррупции и использования американских корреспондентских счетов действующим президентом и его окружением в коррупционных сделках. После того как эта информация была получена, руководством Украины была дана команда «фас», — заявил Лещенко.
Едва ли самое удивительное, что о «фактах использования американских счетов» в начале декабря вспомнил депутат Александр Онищенко, который скрывается от украинских правоохранителей в Лондоне после возбуждения против него дела за коррупцию в особо крупных размерах. Он объяснил, кому передал «компромат» на Порошенко, о наличии которого рассказывал последние несколько месяцев.
«Передал американским спецслужбам 29 ноября. Они прилетали ко мне в Европу. Пусть они теперь сами с Порошенко разбираются. Поэтому американские спецслужбы, к сожалению Порошенко, а не российские», — заявил Онищенко и показал письмо-гарантию от Департамента юстиции (аналог Генпрокуратуры в Украине – ред.) о защите свидетеля в случае предоставления им ценной информации.
Напоследок нардеп подтвердил информацию о том, что вел записи в кабинете Порошенко на диктофон, который был вмонтирован в ручные часы.
«Вы услышите голос гаранта, чтобы все иллюзии исчезли о любви к государству, к народу», — анонсировал нардеп повторение для действующего президента скандала с «пленками Мельниченко».
Кто кого играет?
В ситуации, когда вокруг вероятного расследования американскими спецслужбами коррупции со стороны Порошенко и его окружения сошлись интересы ГПУ, НАБУ, НАПК и нардепов, без ответа остается один вопрос: кто является заказчиком этой кампании?
Татьяна Козаченко: Люстрации препятствуют первые лица государстваПолитолог Руслан Бортник убежден, что американцам показания Онищенко или Лещенко по расследованию коррупции в окружении Порошенко не нужны.
«Они все знают и без них. Для понимания ситуации ключевым является факт возможного обнародования информации. Возможно, со стороны США действительно происходит шантаж президента или людей из его окружения, а возможно, и сами США попросили обнародовать эту информацию. Тогда это будет черная метка в адрес президента, демонстрация недовольства действиями украинского руководства. А тесные связи Лещенко с частью американской элиты известны», — считает эксперт.
Ни один из опрошенных нами экспертов не верит в независимость действий украинских правоохранительных органов. Все они называют активность НАПК и Генпрокуратуры попыткой отвлечь внимание от бесконечных скандалов вокруг президента: электронной декларации гаранта, виллы в Испании, театра на Подоле, противостояния Луценко с Лещенко и прочее.
Директор Агентства моделирования ситуации Виталий Бала видит угрозу для украинского суверенитета в одновременном разглашении двумя депутатами информации о показаниях американским спецслужбам относительно коррупции в окружении украинского президента.
«Слова господина Лещенко и других людей, от которых ничего не зависит, я комментировать не буду, — говорит Бала. – А вот показания Онищенко – дело совсем иного порядка. Когда иностранные государства и их спецслужбы имеют возможность шантажировать руководителей другого государства, в данном случае Украины, ничего хорошего для страны не будет».
Политолог напоминает, что информацию о расследовании следственные органы разглашают в СМИ с тем, чтобы привлечь виновных к ответственности.
«Когда это делается исключительно ради огласки, опыт показывает, что никаких последствий это не даст. Зато могут шантажировать руководителей относительно принятия изменений в Конституцию, какой-то приватизации, внеочередных выборов и тому подобное», — предполагает эксперт.
Тотальным контролем за украинской правоохранительной системой президент Порошенко сделал себе плохую услугу, считает Бортник. Теперь у украинского протестного электората остается только один выход.
«Все будет решаться только на улице, во время возможных массовых акций, если они будут, — говорит политолог. — Подобные выбросы делают власть нелегитимной в глазах западных партнеров, лишают ее поддержки, что создает условия для массового выхода людей на улицы. Если не захватить власть таким образом, то сделать из нее «хромую утку», сделать максимально слабой. Вспомните, как закончились акции «Украина без Кучмы», в результате которых он стал нерукопожатным и ушел в политическое небытие».
Илья Лукаш