Спецоперация или начало Майдана? Кто стоит за протестами и чем они могут закончиться
Вопреки ожиданиям и перекрытию центральных улиц, в центре заснеженной украинской столицы не собралось даже десятка тысяч митингующих. Пока оппозиционные политики рассказывали о поддержке «справедливого протеста», социальные сети накануне пестрили объявлениями о наборе участников этих самых акций за деньги
К нам пришел «Шатун»?
СБУ и провластные политики еще неделю назад предупреждали о реализации плана «Шатун» по дестабилизации ситуации в Украине, разработанного в Кремле. Вчера Блок Петра Порошенко вообще напрямую обвинил «Батькивщину» в «слиянии апологетов режима Януковича с теми, кто рядом с нами участвовал в Революции достоинства» и организации и проведении оплачиваемых акций.
Эксперты сходятся во мнении, что у нынешней волны протестов «смешались кони, люди и залпы тысячи орудий». Бывший заместитель главы СБУ и вице-президент Центра стратегических исследований и анализа Александр Скипальский видит попытку политических сил с обеих сторон сыграть на опережение на фоне стабильного нарастания недовольства ситуацией.
«Угроза со стороны России остается, там ищут малейшие основания для поддержки противостояния власти с народом. Есть очевидная тенденция со стороны власти прикрыть свои недоработки, казнокрадов и ворюг, «российскими планами» по расшатыванию ситуации. Простой пример: протесты планировались значительно раньше, чем появился сомнительный «Шатун», но власти считают, что его публикация кого-то остановит», — считает Скипальский.
Протесты не того возраста
В то же время социологи говорят, что стремление оппозиционных политических сил поднять людей на протесты сейчас обречено на провал. Заместитель директора Института социологии НАН Украины Евгений Головаха оценивает протестные настроения украинцев не так оптимистично, как «Батькивщина» или Оппозиционный блок.
«Протестные настроения есть — это факт, но отражают их ли данные акции — еще вопрос, — говорит Головаха. — Протестные настроения явно не достигли критического уровня, поэтому по всем оценкам, нынешние акции больше напоминают технические меры».
Эти «технические меры» являются скорее проявлением попыток оппозиционных сил «застолбить» электорат, считает заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий. Он не видит в них «руку Москвы», так же как и начала настоящего Майдана.
«Движущая сила Майданов — это молодежь, а сейчас выходят люди предпенсионного и пенсионного возраста. Майданы так не происходят. На них сначала выходят сами люди, а потом туда приходят политики. А сейчас обманутых вкладчиков скорее наняли те, у кого деньги как раз есть», — считает Голобуцкий.
Ставка на перевыборы
Единственное в чем сходятся эксперты, это в решении проблемы в среднесрочной перспективе: внеочередные парламентские выборы. В конце концов, и украинские политические силы, и кремлевские «шатуны» пользуются зыбкой властной конструкцией, которая, собственно, держится на партии «Народный фронт».
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев напоминает, что строить властную конструкцию на политической силе с 1% поддержки — априори дестабилизирующий фактор. Даже уступки населению, вроде повышения минимальных заработных плат или распределения субсидий, не предотвратят главных причин протестов: недовольства властью и стремлением обновить ее.
«Если власть не обратит внимания на нынешние протесты, они могут превратиться в начало протестного цикла. Вспомните, как нарастали акции против Януковича: налоговый Майдан, Врадиевка, языковой майдан. Оранжевая революция так же начиналась с «Украины без Кучмы», — вспоминает Карасев. — Если власть и в дальнейшем будет стоять в обороне, это завершится концом нынешних политических элит. Украинская история показывает, что среднее время удержания такой обороны — 2-3 года, из которых как минимум год уже прошел».
А вот очевидность перспективы досрочных выборов весной или осенью следующего года как раз и заставляет игроков оппозиционного фронта активизировать свои действия. Кроме привычных Юлии Тимошенко, Олега Ляшко и Оппозиционного блока, там появился еще один мощный игрок — отставной одесский губернатор Михаил Саакашвили.
Карасев обращает внимание на оксюморон ситуации, в которой оказался бывший грузинский президент. Если в начале политической карьеры в Украине Порошенко использовал Саакашвили для отставки и ослабления Арсения Яценюка, теперь президенту выгодно держать его в качестве главного оппонента Юлии Тимошенко.
«Союза между ними не будет, потому что электорат у них общий, а схожие партии совместно на выборы не идут. Это закон политического поля. Поэтому поход Саакашвили на выборах будет играть на руку именно Банковой. На этих выборах он может поломать планы Юлии Владимировне и ограничить ее роль главного оппозиционера. Это не значит, что кто-то в сговоре, но есть объективные вещи, которые политиков сближают, а иногда разводят дальше», — говорит Карасев.
Со своей стороны Голобуцкий отвергает вариант сложения мандатов половиной депутатов, что является условием роспуска Верховной Рады. Маловероятными он считает досрочные президентские выборы.
«На перевыборы не готовы ни на Банковой, ни на Грушевского, — убежден Голобуцкий. — Они возможны только при условии давления улицы. Президент у нас остается до 2019 года, при новом парламенте импичмента или досрочных президентских выборов тоже не будет. А зачем? Борьба за правительство и должность премьера гораздо важнее».
Илья Лукаш