Окей Трамп, кто следующий? Где в Европе к власти могут прийти популисты и радикалы
После Брекзита в Великобритании и победы Дональда Трампа на президентских выборах в США, было понятно, что анти-элитарные настроения — не случайность и не совпадение. Возвести стены на границах, отказаться от евро, выйти из Евросоюза, закрыть въезд мигрантам — вот краткий перечень требований «молодых» партий сразу в пяти странах Европы.
В Венгрии уже правит откровенно евроскептический премьер-министр Виктор Орбан, в Греции — левый популист Алексис Ципрас во главе с СИРИЗой, а в Польше — умеренно националистическая и откровенно антимигрантская «Право и Справедливость». Великобритания уже проголосовала за выход из Евросоюза и получила правительство, которое должно обеспечить эту процедуру.
Сегодня станут окончательно известны результаты выборов в Молдове и Болгарии. Если после обработки всех бюллетеней ничего существенно не изменится — в обоих случаях шампанское в честь победы будут откупоривать в Москве.
В течение года в половине стран, где должны состояться выборы, могут победить «маленькие Трампы» — евроскептики, популисты и откровенные фрики. Тогда Евросоюз ожидают тяжелые времена. Даже его существование будет поставлено под сомнение.
Молдова
Кандидат от партии социалистов, выступающий за сближение республики с Россией, Игорь Додон победил во втором туре президентских выборов в Молдове. Пока его преимущество достигает примерно 5% по сравнению с единым кандидатом от проевропейской Партии действия и солидарности Майей Санду.
«Де-факто он (Крым, — ред.) принадлежит России. Это знает весь мир. Юридически это все еще не оформлено, очень многие государства, большинство западного мира это не признали», — рассказывал за месяц до выборов Додон.
Во время последних и главных теледебатов он повторил тезис о том, что Крым «принадлежит Российской Федерации». На следующий день украинские СМИ облетели фотографии молдавских активистов с плакатами «Простите, нам стыдно за Додона».
Правда, журналисты отмечают отсутствие у будущего президента Молдовы четких политических ориентиров. Вся его кампания была построена на противоречиях самому себе. Еще до первого тура выборов он вновь повторил тезис о «русском» Крыме, также политик вспомнил о Приднестровье.
«Если мы признаем Крым, не приведет ли это признание кем-либо Приднестровья? Меня вот это волнует. Чтобы у нас не произошло то же самое с Приднестровьем», — размышлял Додон.
К тому же нынешний антиевропейский политик лишь несколько лет назад уверенно голосовал за парламентскую коалицию, подписавшую соглашение об ассоциации с ЕС.
Болгария
Пророссийский кандидат от партии социалистов Румен Радев победил во втором туре президентских выборов в Болгарии. По результатам обработки более 90% голосов он лидирует с 59%.
«Экономические санкции против России должны быть пересмотрены. А болгарская дипломатия должна быть активной в формировании общеевропейской позиции по данному вопросу», — заявил Радев еще в начале избирательной кампании.
Выборами президента пророссийская политика страны-члена НАТО может не закончиться. Вместе с первым туром избрания главы государства, болгары поддержали переход на мажоритарную систему парламентских выборов. А вот действующий премьер-министр страны Бойко Борисов уже заявил, что в случае окончательной победы Радева, он уйдет в отставку, а в Болгарии должны состояться внеочередные парламентские выборы.
Учитывая, что конкурентом пророссийского кандидата в консервативной стране была женщина — Цецка Цекачева — политологи уже предсказывают победу Радева. Кстати, он уже заявил о необходимости ограничения нелегальной миграции и сделал оговорку, которая стала мемом российских пропагандистских СМИ: «Еврофилия не означает русофобию».
Австрия
Первого ультраправого президента в центре Европы со времен Гитлера мир может увидеть уже 4 декабря, когда в стране состоится повторный второй тур (как это было с «третьим» туром Виктора Ющенко) президентских выборов.
В мае победителем уже был объявлен представитель Партии зеленых Александр ван дер Беллен, правда, с победой в несколько сотен голосов, полученных по почте. Партия свободы во главе с Норбертом Хофером обратилась в суд, который по техническим нарушения отменил результаты второго тура. Последний был кандидатом в президенты, он известен своей откровенно пророссийской позицией и требует «практичности» от политиков, которые должны отменить санкции против России.
«Основная ошибка была заложена, когда сказали, что Крым больше не российский. После распада СССР следовало провести референдум о принадлежности полуострова. Даже на референдуме, проведенном по западным стандартам, оказалось бы, что подавляющее большинство выступает за Россию», — заявлял Хофер во время президентской кампании.
За три недели до выборов австрийцы не могут определиться. С одной стороны, 52% избирателей три дня назад сошлись в том, что Партия свободы — ненормальная политическая партия. В то же время 70% опрошенных заявили, что не видят у власти «проблем с контролем ситуации».
Италия
Одна из самых нестабильных стран Европы может навсегда измениться в один день с Австрией. 4 декабря итальянцы будут голосовать на референдуме за изменение политического строя своей страны.
Действующий премьер Маттео Ренци летом предложил ограничить полномочия сената и региональных правительств, уменьшить роль в принятии решений малых партий и гарантировать правительствам определенный срок работы. Полгода назад эти предложения встретили с оптимизмом как международные организации, так и европейские партнеры.
Оппозиция популярному тогда премьеру не заставили себя ждать. Им стало движение «Пять звезд», которое ранее предлагало отменить профессию «политика», принимать все решения исключительно на референдумах в интернете, а власть обязать только выполнять решения данных онлайн-голосований.
После вступления в войну с премьером, «Пять звезд» сосредоточились на жесткой критике экономической политики правительства, благодаря чему их рейтинг уже преодолел 15% поддержки. Неделю назад они заявили о начале процедуры организации референдума об отказе от евро.
«Пять звезд» — это популисты левого толка, — считает эксперт «Украинского института будущего» Надежда Коваль. — Я бы не сказала, что они пророссийские. Они сосредоточены больше на внутренних проблемах страны. Если Ренци провалит референдум в декабре, шансов на внеочередные выборы и триумф «Пяти звезд» достаточно».
Меньше чем за месяц до референдума противников изменений в Конституцию на несколько процентов больше сторонников. Но количество тех, кто еще не определился, составляет более трети.
Франция
Страна сооснователь Евросоюза будет голосовать за президента 5 мая следующего года. Слабый как во внешней, так внутренней политике, Франсуа Олланд имеет рейтинги, недостаточные даже для второго тура выборов. Конкуренцию ему в первом туре составит бывший глава Франции Николя Саркози, известный теплыми отношениями с Кремлем. А вот с кем он встретится во втором туре?
«Есть тенденция, что правые наращивают свое влияние, и вполне вероятно, что в 2017 году мы увидим президента, который представляет правый спектр французской политики», — заявил еще в августе посол Украины во Франции Олег Шамшур.
Лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен, которая одной из первых заявила о намерении принять участие в президентских выборах 2017 года, является едва ли не самым большим сторонником политики Владимира Путина в Европе. В марте она приветствовала референдум в Нидерландах такими словами: «Европейцы не хотят видеть Украину в ЕС». К тому же весь 2014 год вокруг нее не утихали скандалы на получение кредитов в банках: то 9 млн евро, то 20 млн, то 40 млн, согласно некоторым журналистскими расследованиями.
Самое скандальное ее заявление прозвучало в сентябре этого года: «В случае своего избрания, я признаю Крым русским».
Нидерланды
Первая страна Европы, проголосовавшая против предоставления Украине безвизового режима, это Нидерланды. Одним из двигателем этой инициативы была партия «Свобода» во главе с Гертом Вилдерсом. Он высказывался за то, чтобы закрыть границы ЕС для мусульман, запретить их миграцию и снести минареты мечетей.
15 мая 2017 года голландцы будут выбирать новый парламент, а пока Вилдерс обещает на них повторить успех референдума относительно безвизового режима для Украины.
«Многие, и я в том числе, считают, что Украина должна занимать нейтральную позицию буфера между Европой и Россией. Сегодня это разделенная страна, где продолжается гражданская война. Украинцы должны договориться между собой, соблюдать права всех граждан, особенно на юго-востоке страны», — объяснял свою позицию избирателям Вилдерс.
Германия
Парламентские выборы в самой влиятельной стране Евросоюза — Германии состоятся в сентябре 2017 года. По их итогам, вновь избранные депутаты, прежде всего, будут выбрать канцлера. Если личные рейтинги Ангелы Меркель социологи пока называют непоколебимыми, то ее партия «Христианский демократический союз» последние три года теряет позиции и проигрывает все промежуточные выборы.
Миграционный кризис ослабил позиции всех нынешних парламентских партий. Первой политической силой, поднявшей антимигрантские лозунги, была «Альтернатива для Германии». На последних местных выборах она вошла в тройку лидеров на всех округах, а в Восточной Германии, родине Меркель, победила партию канцлера, опередив ее на 3%.
«Большинство населения поддерживает идею четвертого срока власти Ангелы Меркель, — прогнозирует аналитик Института мировой политики Николай Белесков. — Но само присутствие партии «Альтернатива для Германии» в Бундестаге будет влиять на политику страны, даже если Меркель сохранит пост».
Восстание против элит
Победа Дональда Трампа в самой сильной стране мира может предоставить евроскептикам и популистам вдохновение для изменения политической карты мира. Если раньше политики не ставили под вопрос базовые принципы мировой политики, теперь наибольшие шансы на прохождение в высшие руководящие должности все чаще имеют именно те, кто предлагают радикально пересмотреть мировой порядок.
Зима близко: каким будет мир Дональда Трампа?Эксперты объясняют это недовольством европейцев рецептами выхода из последнего экономического кризиса 2008 года. Несмотря на некоторые изменения, политическую ответственность не понесли элиты ни одной страны Евросоюза: все они остались в парламентах, на должностях премьеров и президентов лидеры тех же партий, а с главными оппонентами на выборах они составляют господствующие коалиции сразу после их завершения.
«Люди разочарованы тем, как действующие элиты выводили их из последнего кризиса, особенно политикой бережливости, которая взрастила, скажем, левое популистское движение в Греции, — считает Надежда Коваль. — Собственно, нарастание популистских движений произошло, в основном, из-за разочарования людей, неспособности властей исправить эту ситуацию».
Отличительной чертой лидеров «нового поколения», несмотря на возраст или опыт в политике, она называет их ораторские способности и умение играть на двух самых болезненных вопросах: недовольство распределением доходов и ощущение опасности.
Николай Белесков видит проблему шире. По его мнению, мир стоит на пороге окончательного исчерпания модели глобализации и свободной торговли.
«Международное разделение труда обеспечивает дешевое производство товаров, но где их покупать, если все производство переехало в страны Азии? — говорит эксперт. — С 1990 года в большинстве ныне развитых стран прибыль семьи как была 50 тыс. евро в год, так и осталась. Большинство родителей считают, что их дети будут жить только хуже, потому что не видят для них перспектив».
По мнению Белескова, если мир не найдет новую модель экономического роста, мир и дальше будет погружаться в политическую нестабильность и раздоры. Если в конце 90-х годов мировая экономика росла из-за популярности доткомов и интернета, то в 2000-х двигателем был стремительный рост экономик стран Азии, параллельно с ипотечным бумом в США.
«Я не вижу возможности ни сохранить либо восстановить нынешний консенсус, ни начать какой-то новый, — заключает Белесков. — В конце концов, все упирается в экономическую модель, которая должна обеспечивать рост. Если не будут найдены какие-то новые технологии или не произойдет рывок в прогрессе – мир ожидает наращивание хаоса».
Илья Лукаш