Год Нацполиции: надежды, драки и презумпция правоты
Полицейский селфи-бум, патрульные-телезвезды, убийство в Днепре, штурм департамента Нацполиции , протесты против попыток МВД принять презумпцию правоты правоохранителей и попытка собрать очередной Майдан под лозунгами «Авакова на нары!» – таким запомнился год полиции в Украине.
Милицейское сердце в новой рубашке
«Все болезни предыдущей милиции, коррумпированность и политическое влияние, достались в наследство современной полиции. Я вижу, как полиция работает на незаконных стройках, сносах объектов торговли в Киеве, противодействует легальным актам гражданского неповиновения», — рассказывает Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики.
Как аферисты наживаются на пропавших без вести военныхПолицейских все чаще сравнивают со старыми милиционерами.
Старые болезни усугубились тяжелой криминальной ситуацией в стране. По данным Главного управления Национальной полиции Киева, за девять месяцев 2016 года преступлений в столице было совершено вдвое больше, чем за весь 2015 год.
«Преступность в стране выросла за год на 20-30%. По данным Генеральной прокуратуры, раскрываемость дел упала до 10-15%. То есть раскрывается одно преступление из десяти. Основная причина заключается в том, что из-за реформы полиции из нее ушли самые опытные следователи», — отмечает Бортник.
Главным скандалом, вызванным действиями полицейских, эксперты назвали избиение ими до смерти 31-летнего жителя Кривого Озера Александра Цукермана.
«Ситуация вокруг Кривого Озера показала людям старую добрую коррумпированную милицию. Это — главный прокол полиции за год. Убийство мужчины доказало, что существенных изменений после реформы не произошло», — отмечает Андрей Золотарев, директор аналитического центра «Третий сектор».
Вежливые и неопытные
«Новые полицейские на порядок вежливее и корректнее, чем их предшественники», — говорит Золотарев.
Это — единственный позитив от замены милиции полицией, считает политолог.
«Главная задача полиции – борьба с преступностью, — констатирует он. — А в этом аспекте все очень плохо. Из-за бестолковой системы люстрации, ценные кадры из оперуполномоченных и криминалистов ушли. А в таком деле нужно до десяти лет опыта, поэтому преступность в постоянно растет».
Эксперты отмечают тенденцию к падению уровня доверия украинцев к полиции.
Причины, по которым изменилось отношение граждан следует искать в ее неопытности и разочаровании правоохранителей в своей работе, что вызывает в них необоснованную агрессию, считает народный депутат, автор законопроекта «О местной полиции» Анатолий Матвиенко.
«Люди, которые пришли в полицию, не имели представления, куда они идут, — говорит он. — Полицейские разочаровываются в своей работе, возникает агрессивная атмосфера, они начинают неадекватно себя вести. В природе каждого человека заложено быть высокомерным. Однако нельзя так вести себя в полиции, в том числе в патрульной службе. Они никого не слышат и формально относятся к своим обязанностям. Поэтому возникают конфликты с населением».
Зато Андрей Золотарев называет патрульную полицию единственным светлым пятном в системе правоохранительных органов.
Политика и реформа
«Граждане склонны связывать свои негативные впечатления от встречи с полицейскими с министром внутренних дел Арсеном Аваковым», — отмечает Матвиенко.
Эксперты считают, что руководитель МВД слишком политизировал полицию.
«Министр должен оставаться вне политических софитов, — считает Бортник. — Он должен заниматься борьбой с преступностью в государственных интересах. К сожалению, сегодня Аваков — активный политический игрок. Поэтому к нему столько претензий. Все недовольство граждан работой полиции автоматически ложится на плечи министра внутренних дел. Он находится на своей должности уже 2,5 года, и мы имеем полное право у него спрашивать о результате. Пока такого положительного результата для общества нет».
Что делать?
«Реформу нужно продолжить. Полицейского следует сделать максимально независимым от руководителя, — объясняет Бортник. — Также необходимо обеспечить дополнительные инструменты контроля за деятельностью полиции. Возможно, расширить полномочия общественных объединений, Антикоррупционного бюро. Полицейский, который вышел исполнять свои обязанности в маске и без жетона, автоматически является преступником и должен быть привлечен к ответственности. Также полицию следует максимально деполитизировать».
Пациент скорее жив, чем мертв, убеждены эксперты. При эффективном руководстве полиция станет эффективным инструментом обеспечения порядка, считают они.
«В регионах нужно вернуться к практике, когда местные правоохранители согласовывают действия с местными советами. Также следует избавиться от людей, которые являются балластом в системе. Показатель полицейских на количество граждан у нас больше, чем в Израиле, который постоянно ведет борьбу с террористической угрозой», — отмечает Золотарев.
Все же неприязненное отношение к полиции – продукт не исключительно украинский. В мире не найдется ни одного демократического государства, жители которого расхваливали бы своих правоохранителей. Поэтому новым полицейским нужно научиться мириться с критикой в их адрес, а населению следует быть более лояльным к тяжелому труду стражей порядка.
Дмитрий Костюк