Матюки и оправдания: депутаты рассказали о своих доходах и о пожертвованиях на АТО
Сергей Мельничук, народный депутат, «Воля народа»:
Сейчас заработков я не имею, преимущественно трачу на благотворительную деятельность — помогаю тем, с кем служил, и тем, кого сейчас судят. После заседания Рады отправляюсь в СИЗО, где находятся добровольцы, которых судят. Только за один месяц пяти подозреваемым на услуги адвокатов из собственного кармана выдаю 55 тысяч гривен.
Пытался зайти в систему декларирования, чтобы поправить сведения, которые внес сначала. Но это не удалось. Прислал скриншоты в НАПК, которые об этом свидетельствуют. Последняя попытка была в 23:50, когда я пытался поставить настоящую сумму, но не удалось даже вычеркнуть квартиру в Виннице, которой у меня давно нет.
Собираюсь задекларировать 10 млн грн, которые есть. За них я готов отчитаться перед кем угодно. Только на одном из моих предприятий работало 150 человек. За свою жизнь я создал собственную корпорацию в строительстве, оптовой и внешней торговлях. Поэтому все мои деньги чистые.
Вообще-то я хотел тянуть это все дальше и рассказывать, откуда взялся триллион примерно так: вот это с судьями засеяли кабинеты купюрами, вот ограбили Донбасс вместе с Ахметовым, вот вместе с Коломойским скачали нефть. Перечислить всех и сказать: смотрите, какой сон мне приснился. Но тянуть дальше не удалось, потому что НАБУ начало закручивать гайки, и пришлось все остановить.
Это не шутка, а насмешка над чиновниками, которые издеваются над украинским народом. Они показали только верхушку айсберга, и то у народа истерика. Если бы они показали все, то даже не знаю, какая была бы реакция, возможно, и до смерти от сердечных приступов.
По представленной декларации, Сергей Мельничук владеет одной квартирой в Виннице, одним земельным участком в 2,45 тыс. кв. м на Винничине, автомобилем Jeep Grand Cherokee. При этом депутат живет на одну депутатскую зарплату в 73 тыс. грн в год, но хранит 1 трлн грн наличными.
Евгений Мураев, народный депутат, внефракционный:
До прихода в парламент 15 лет занимался бизнесом: и добыча, и переработка, и строительство, и продажа нефтепродуктов. У меня один из крупнейших и современных в Европе заводов по производству каркасных быстровозводимых зданий в Харькове.
В течение последних пяти лет бизнесом уже не занимаюсь, так как спасаю Родину. Я поддерживал людей, которые шли на фронт от моего округа, отдал около 300 бронежилетов. Делал это через военкоматы, через адресную помощь.
Добровольцам, которые по собственному желанию хотели идти воевать и зарабатывать на войне, я ничего не дал. Помогал тем, кого мобилизовали.
Евгений Мураев задекларировал 5 золотых часов, картины, украшения жены, автомобили LEXUS и BMW X6, оформленный на жену. Кроме депутатской зарплаты и компенсации на аренду жилья, Мураев получил в 2015 году 200 тыс. грн от предоставления имущества в аренду и хранит наличными 18,5 млн грн, $2 млн и 1 млн евро.
Игорь Мосийчук, народный депутат, Радикальная партия:
Мне 44 года, и только два года я народный депутат. Занимался и аграрным бизнесом на Полтавщине, и рекламным бизнесом на Киевщине. Откуда столько денег наличными? Пришлось иметь под рукой деньги на лечение, как вы знаете, пришлось даже летать за границу на обследование.
24 февраля 2014 года, в день, когда меня освободили из Лукьяновского СИЗО, где меня три года держал Янукович, я собрался и поехал на Восток. Сначала защищал Харьков, потом создавал «Азов» и, на тот момент, отдавал все, что у меня было. Тогда половина моих денег досталась в наследство от умерших родителей, а вторая половина была в обороте. Вот эти деньги я забрал, когда был избран депутатом Верховной Рады и тратил на АТО очень много: и БТРы покупал, и другую технику.
Игорь Мосийчук задекларировал 12 антикварных изделий холодного оружия, картины, иконы XVIII века, автомобили MERCEDES BENZ и LEXUS, хранит наличными 145 тыс. евро, $183 тыс. и 780 тыс. грн. Никаких других источников прибыли, кроме депутатской зарплаты, у Мосийчука в 2015 году не было.
Алена Шкрум, народный депутат, «Батькивщина»:
У меня лично задекларировано менее $100 тыс. Я училась в Кембридже, работала во Франции в юридической фирме и в Лондоне, и получала там средства. Эти три года, пока я была за границей, сдавала свою квартиру в Киеве, которая есть в декларации, совершенно официально и платила все налоги. Это было задолго до парламента, до Революции достоинства. У меня были мысли: может не стоит сдавать ее официально, поскольку на налогах я теряла 18-20% от суммы аренды. Но мой отец-юрист меня убедил, и все время я квартиру сдавала официально. У меня на руках все документы. За три года там скопилось более $100 тыс.
Большинство депутатов, которые задекларировали миллион долларов, я считаю, этих денег не имеют. Давайте о них забудем. Это фактически их планы на 2016 год, и понятно, что не на зарплату.
Алена Шкрум владеет квартирой в 128 кв. м и паркоместом в Киеве, одним кольцом Tiffany и одним автомобилем Toyota на двоих. Депутат хранит 220 тыс. грн и $92 тыс. наличными, у мужа — 189 тыс. грн, $34,7 тыс. и 5 тыс. евро наличными.
Виктор Чумак, внефракционный народный депутат:
Теперь мне интересно не то, посадят или нет, а будут ли за них голосовать люди. Мы сейчас организовываем кампанию «Или объясни происхождение состояния, или уходи». Просто затравить всех, кто не сможет этого сделать.
Все эти «миллионеры» вляпались в такую беду, что даже не представляют.
Во-первых, все они уже являются предметом мониторинга на Западе. Никогда они эти деньги туда не вывезут, не легализуют и там ими не воспользуются. Даже те, кто были бизнесменами, должны доказать, что уплатили все налоги и с роялти, и прибыль, и все остальное, потому что в основном они сидели в налоговых ямах.
Во-вторых, все расходы свыше 68 тысяч гривен отныне нужно будет указывать в графе «изменение имущественного положения». Придет НАПК к тебе домой и не найдет задекларированные миллионы, а это уже три года тюрьмы.
В-третьих, все желающие теперь смогут отслеживать новое платье или часы чиновника. Вспомните нынешнего руководителя «Укравтодора», поляка, которого уволили и едва не посадили за часы стоимостью $5 тыс., которые он не указал в декларации.
Вместе с женой Виктор Чумак заработал в 2015 году 239 374 грн, они владеют квартирой, 4 участками и домом на Киевщине. Наличными супруги хранят $59 тыс.
Семен Семенченко, народный депутат «Самопомощь»:
У меня такие же эмоции после публикации электронных деклараций, как и у всех: возмущение, отвращение и понимание, что от этих людей нужно очищаться. Задекларировал $2,5 тыс. и 20 тыс. грн. Но этих денег уже нет, поскольку декларация была 2015 года, и теперь нам нечего декларировать.
Я 19 лет работал предпринимателем, жена — 8, и я, б***, просто ох*** от этих людей, которые рассказывают о том, какие они гениальные бизнесмены и как заработали свои миллионы, а государство, которым они управляют, в такой жопе? Мы все, что зарабатывали, тратили на семью и троих наших детей. Бизнес рухнул вместе с началом военных действий, я пошел воевать, а жена с семьей доедала наши сбережения.
Первые месяцы после начала войны отдавал все, что только было: создавали батальон «Донбасс», закупали все, что только могли, государству был плевать. Сейчас жена работает в благотворительном фонде, который поддерживает семьи бойцов, погибших, тех, кому нужна реабилитация.
Согласно декларации, Семенченко живет в гостиничном номере в Киеве, а его жена Наталья Московец арендует квартиру площадью 32 кв. м в столице и имеет в собственности дом в Амвросиевке Донецкой области, которая сейчас оккупирована. Экс-командир батальона «Донбасс» держит наличными $23 тыс. и 20 тыс. грн, а его жена — $2500 и 17500 евро.
Борислав Розенблат, народный депутат, БПП:
Я никогда и не скрывал свой бизнес, он был успешным. На нужды АТО с 2014 года тратили миллионы гривен, не помню, то 3 или 5 миллионов гривен. Покупали все, что только можно: снайперское оружие, винтовки, бронежилеты, тепловизоры. Не хочу я об этом рассказывать, обратитесь к волонтерам, которые передавали эту помощь бойцам — Юлия Толмачева, Роман Бочкала.
Заниматься я этим начал еще с февраля 2014 года, когда только пошли первые звоночки из Крыма. Начали по вывозу семей военнослужащих. Эти машины, топливо — все было мое. Далее помогал 95-й, 30-й, 26-й бригадам, машины с помощью до сих пор туда ездят каждую неделю.
Депутат из Житомира Борислав Розенблат держит дома $2 млн, владелицей еще 1,4 млн евро наличными является его жена Жанна. Кроме того, на банковских счетах семьи лежат более миллиона гривен, $88 тыс. и около 15 тыс. евро.
Николай Княжицкий, народный депутат, «Народный фронт»:
Люди, которые работали в бизнесе, должны быть богаче других. Нельзя в этом смысле быть социалистами или коммунистами. Это в отношении людей, которые всю жизнь были на государственных должностях или в Верховной Раде, и вдруг декларируют огромное количество часов, земли либо чего-то другого. Они, должны быть осуждены! Понятно, что это бюджетные деньги.
Я до 44 лет занимался бизнесом, и первую свою квартиру я купил в 1991 году, когда получил ощутимую прибыль с продакшн-студии, которая снимала фильмы. Вторую купил в 1994-м, где теперь расположен телеканал Эспрессо. Ничего не скрываю.
Занимался и до сих пор активно занимаюсь благотворительной деятельностью. Скажем, только вчера открыли европейскую школу для украинцев вместе с Миклошем и Бальцеровичем, на которую пожертвовал значительную сумму, потому что создавали ее с нуля. Конкретных сумм не буду называть, потому что считаю это непорядочным. Жертвую и на АТО, и на детей и тому подобное.
Бывший руководитель медийных компаний и телеканалов Эспрессо, Тонис, СТБ, УТ-1, Газеты 24 Николай Княжицкий задекларировал $720 тысяч и 3 75 млн грн только наличными. Жена депутата хранит еще 300 тыс. наличными и владеет несколькими медийными компаниями.
Олег Березюк, народный депутат, «Самопомощь»:
У меня была квартира, которую я продал в 2014 году из-за кризиса. У нас просто нечем было платить за кредиты. С тех пор у нас ничего нового не появилось. Живем теперь в квартире жены и ничего позорного я в этом не вижу.
Не люблю рассказывать о деньгах, которые мне необходимы на жизнь, потому что это выглядит слишком аскетично. Но поскольку я публичный человек, то говорю: я сознательно выбрал ограничения в еде и передвижениях в Киеве в качестве антистрессовой меры во время работы в Раде. В среднем в день трачу 50-60 гривен на питание, и все. Живу в 17-метровом номере депутатской гостиницы, на работу хожу пешком и пью чай.
Лидер фракции «Самопомощь» и задекларировал 989 тыс. грн совокупного дохода с женой, из которых 577 тыс. — подарок жене от ее матери. К тому же долговых обязательств в семье Березюк на 1,6 млн грн.
Виталий Хомутынник, народный депутат, «Видродження»:
Если вы считаете, что депутат может достойно работать на 3-4 тысяч гривен в месяц — это извращенное понимание реальности. Теперь, когда появились электронные декларации, уровень зарплаты депутата должен быть соответствующим.
Моя зарплата полностью идет на детский дом № 3 в Харьковской области. 23 года назад я основал компанию, все эти компании по декларациям — фактически она и есть. Там работает оперативный менеджмент, который принимает решения без моего личного вмешательства. Я шел в парламент 15 лет назад, а первый бизнес основал за 8 лет до этого. Считаю, что за это время сделал достаточно много: и правки в Налоговый кодекс, и несколько тысяч законов, и не раз признавался одним из самых продуктивных депутатов Рады. Именно поэтому считаю, что я отработал свое место в парламенте.
Несколько раз покупал и передавал на фронт бронежилеты, одежду, обувь, продукты. Надо посчитать, на какую сумму это получилось. Зимнюю одежду последний раз передавали в Харьков тем подразделениям, которые стоят на фронте из этого региона.
По сведениям декларации, Хомутынник владеет двумя участками площадью 3 и 4 тыс. кв. м в с. Козин, домом на 448 кв. м и недостроем на 917 кв. м в том же поселке. В 2015 году Хомутынник продал ценных бумаг и корпоративных прав на 140 млн грн и получил почти 30 млн грн процентов по депозитам. На банковских счетах депутата хранится более 40 млн в гривне, около $10 млн и 122 тысяч в евро. Наличными Хомутынник держит 32,7 млн грн, $570 тыс. и 850 тысяч евро.
Илья Лукаш