»Российская армия может пройтись Польшей, как это сделал Вермахт в 1939 году»
Известные государственные, общественные деятели, главы украинских традиционных церквей и интеллектуалы накануне годовщины «волынской трагедии» обнародовали обращение примирения и мудрости, чтобы «не допустить языка вражды, который может подменить христианские чувства прощения и понимания».
Они призвали польских партнеров воздержаться от безрассудных политических заявлений по поводу прошлого, которые могут использовать третьи силы для обострения отношений Украины и Польши.
Вместо отдельных национальных актов, они предложили вернуться к традиции совместных двусторонних государственных обращений и, соответственно, вместе установить единый День памяти жертв польско-украинского конфликта во время и после Второй мировой войны.
— Почему вы решили подписать обращение к польскому обществу и государству?
— Думаю, много людей в современной Польше понимает, что происходит в мире. Перед Варшавой есть угроза, пускай пока и отдаленная, оказаться в ситуации, которая в чем-то похожа на 1919 год — когда началась советско-польская, а на самом деле русско-польская война. Именно сегодня над независимостью Польши нависает новый исторический виток опасности. Украина — это аутентичный партнер Польши, так как страны имеют схожие риски. Поэтому мы должны объединить все свои усилия для противостояния давлению с Востока. Сейчас Польша снова в опасности.
— Но исторически нас с поляками многое разъединяет. А среди украинской и польской молодежи довольно популярны националистические взгляды, не приемлющие «противоположные» подходы друг друга к прошлому, истории.
— Как говорил тургеневский герой: «Ибо молодые люди глупы» (рассказ «Гамлет Щигровского уезда» из сборника «Записки Охотника». — ред.) Дело в том, что в Польше выросло поколение, которое не понимает актуальность надписей: русские танки — к Волге! Им кажется, что ситуация польско-российского конфликта закончилась. Но так было только в начале 1990-х годов.
Сегодня в России — имперский ренессанс, поэтому полякам есть за что переживать. Да и тактика, и стратегия больших армий и ведения войны изменилась. Поэтому Польша не может чувствовать себя в безопасности. Думаю, сегодня, в случае конфликта большего масштаба, армия РФ может пройтись Польшей подобно тому, как это сделал Вермахт в 1939 году. Поэтому если в Польше кто-то не видит стратегического интереса в Украине, то история их ничему не научила. И наоборот.
— Как нам прийти к общему пониманию сложных исторических событий и украинско-польского противостояния? Ведь речь, на самом деле, не только о Волыни…
— Это долгий и, я бы сказал, педагогический процесс. Нужно всем запастись терпением. На протяжении веков поляки и украинцы конфликтовали между собой. Ничем хорошим эти конфликты не заканчивались для двух народов.
Давайте вспомним 1775 год — уничтожение Запорожской Сечи. Это почти хронологически совпадает с первым разделом Польши (в 1772 году Речь Посполита была впервые поделена между Российской империей и двумя немецкими державами – Австрийской империей и королевством Пруссия. – ред.). Польская молодежь 1930-х тоже не догадывалась, что она может оказаться в Сибири. Но не стоит забывать, что и украинцы также виновны в этих конфликтах и их политических последствиях.
— Нынешний конфликт на Донбассе можно сравнить с событиями на Волыни?
— На Донбассе нет войны двух народов, потому что это романтическая формула. Идет война двух государств — Украины и России. Здесь есть и элементы гражданской войны в Украине, но есть и интервенция Москвы. Поэтому, в этом измерении, это украинско-российская война. Подчеркну, что Польша в наших войнах с Россией всегда была нам союзником. В конце концов, Симон Петлюра знал, что делал, когда пошел на договоренность с Польшей и Юзефом Пилсудским. Хотя его сильно критиковали (Петлюра признавал украино-польскую границу, по которой Западная Украина отходила Польше. – ред.). Да, этот союз потерпел неудачу, но теперь есть возможность взять реванш!
— Кто, кроме Польши, может стать надежным союзником Украины в противостоянии с Россией?
— Думаю, что вся Восточная Европа: от Финляндии — до Албании. Просто каждая из этих стран, в случае какой-либо геополитической эксцентрики, может стать жертвой России. Финнам это объяснять не надо. Финляндия была обескровлена войной 1939-1940 годов. Страны Балтики попали под оккупацию. Румыния, как Польша, Венгрия и Чехословакия, попала под управление Москвой после Второй мировой войны. Все эти страны наши союзники, у нас общие угрозы.
Александр Куриленко