Воины квоты
По установившейся традиции воскресный вечер телеканала «Интер» отдается в распоряжение лицам, представляющим главу государства. После председателя Верховной Рады Владимира Гройсмана, который 24 января развеивал мифы об особом статусе Донбасса и настаивал на необходимости проведения децентрализации в направлении, которое избрал Порошенко, в минувшее воскресенье пришел черед председателя фракции БПП Юрия Луценко.
«Мы потратим миллиард государственных средств, потеряем четыре месяца политического времени для того, чтобы провести в парламент таких же депутатов. Необходимо оставить политическую стабильность для привлечения инвестиций и развития украинской экономики. Ради этого мы готовы работать с Арсением Яценюком, только бы он хотел работать с нами», — заявил Луценко.
О том, что с подачи Петра Порошенко, его сателлита Михаила Саакашвили, депутатов фракции БПП идет информационная атака на главу правительства, которая подрывает хрупкую стабильность, установившуюся после формирования правящего большинства, Луценко сказать забыл.
Но не забыл о том, что в парламенте лежит заявление об отставке министра инфраструктуры Андрея Пивоварского.
«Мы готовы предложить нового министра транспорта, других кандидатов на министерские должности, но готовы согласиться и с более профессиональными кандидатами от других фракций коалиции. Речь идет не о партийном интересе, речь идет о существовании Кабинета министров как коллегиальном органе реформ», — добавил глава фракции «Блок Петра Порошенко».
Очевидно, ультимативное требование со стороны Яценюка вносить изменения в Конституцию только после всенародного референдума принесло свои плоды. Они снова вместе – президент, премьер-министр, спикер парламента, и власть едина как никогда.
У Петра Порошенко в тылу открылся «Народный фронт»Но метод шантажа продолжает использовать «Самопомич», которая грозится выйти из коалиции, если не состоится отставка правительства, и уже вынудила написать заявление с просьбой об отставке министра аграрной политики и продовольствия Алексея Павленко, получившего портфель по квоте фракции.
Если искать логику в действиях самой противоречивой фракции Верховной Рады VIII созыва, то такие угрозы могли иметь две цели: покрасоваться перед избирателями в преддверии досрочной парламентской кампании или сначала заставить спикера подписать закон о проведении выборов мэра Кривого Рога, а затем – президента, чтобы он его утвердил. Вторая цель достигнута, добиваться досрочных выборов путем выхода из коалиции может только фракция, как минимум равная по количеству депутатов «Народному фронту». Следовательно, можно ожидать от «Самопомочи» продолжения принципиальной и бескомпромиссной риторики и отсутствия партийной дисциплины при голосовании как за отставку Павленко, так и по вопросу отчета правительства.
Юлия Тимошенко тоже громко требует отставки правительства, заглушая скандал с увольнением и. о. министра экологии и окружающей среды Сергея Курыкина (квота «Батькивщины»). Последнему вменяется в вину растрата более 480 млн гривен, выделенных Украине в рамках Киотского протокола – результаты тендера, который выиграла малоизвестная компания «Агротехбуд», изучает Национальное антикоррупционное бюро.
В хоре противников кабинета Яценюка совсем не слышен «Оппозиционный блок» (43 депутата, на два человека меньше, чем во фракциях «Батькивщины» и «Самопомочи», вместе взятых). Но Радикальная партия, вышедшая из коалиции 1 сентября 2015 года, рассчитывает, что ее голос будет услышан. Олег Ляшко уже сделал предложение Порошенко и Яценюку и обозначил уровень притязаний.
Только за чей счет будет проходить ротация в правительстве, если большинство министерских постов – 11 – занимают люди по квоте БПП – вопрос интересный.
Есть несколько выходов из этой ситуации, один из которых появление новых министерств (министерство промышленной политики, например, или ЖКХ и строительства). На любой вопрос, зачем плодить в такой тяжелой экономической ситуации новых потребителей государственных средств в огромных размерах, всегда найдется ответ с прямой ссылкой на тяжелую экономическую ситуацию, из которой без нового министерства не выбраться никак. Для примера сгодится Министерство информационной политики.
Можно допустить разделение существующих министерств надвое. Можно предложить вице-премьеру и министру культуры Вячеславу Кириленко сдать один из портфелей. Вот чего нельзя предположить, так это того, что Порошенко придется отдавать партнерам по коалиции одну министерскую должность, а то и две.
Но ведь есть и парламентские комитеты. Почему сейчас так много разговоров идет вокруг пересмотра коалиционного соглашения – и по этой причине в том числе.
Какой большой шум подняла зависимая пресса вокруг персоны председателя комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности Николая Мартыненко («Народный фронт»), но совсем не замеченной СМИ произошла смена руководства комитетом после сложения им депутатских полномочий. Сейчас это кресло, привлекательное во всех отношениях, занимает Александр Домбровский (БПП). И два заместителя председателя – тоже из БПП. А третий – Александр Онищенко, хоть и числится за депутатской группой «Воля народа», имеет опыт тесного сотрудничества с Юлией Тимошенко («Батькивщина»). Хотя квота председателя комитета по ТЭК была закреплена за «Народным фронтом», не за Мартыненко.
Распределение портфелей в середине парламентской коалиции в Украине в 2014 году велось по такому негласному принципу: должность спикера Верховной Рады равнозначна четырем постам председателей комитетов, первый вице-спикер равен по весу трем председателям комитетов. И так далее.
Без хозяина остался портфель председателя специальной контрольной комиссии по вопросам приватизации после избрания Бориса Филатова мэром Днепропетровска. В умелых руках это место может стать не только популярной площадкой для продвижения публичного политика, но и местом для скрытого лоббирования личных интересов при проведении большой приватизации.