Зерновая пирамида: групповая афера Агроинвестгрупп
Операторы рынка говорят, что украинский зерновой рынок становится более цивилизованным, очищается от недобросовестных игроков
Но процесс очищения еще в разгаре. Случается, что даже по всем внешним признакам здоровая компания вдруг оказывается несостоятельной и в один момент может «кинуть» контрагентов на миллионы долларов. История одесского холдинга «Агроинвестгрупп» тому подтверждение, пишет Latifundist.com.
Группа быстрого реагирования
31 января операторы, сотрудничающие с Группой компаний «Агроинвестгрупп», стали бить тревогу. По данным контрагентов, холдинг перестал рассчитываться по контрактам, а собственники, руководство компании и входящих в нее предприятий — скрылись.
Представители финучреждений-кредиторов «Агроинвестгрупп» также сообщили, что группа прекратила оплату по долгам и не выходит на связь. От пользователей профильных телеграмм-каналов Black List и Зернотрейдеры Украины стало известно, что собственники распустили штат компании.
Буквально 1 февраля ПАО «Аграрный фонд» заявил о возможном хищениипринадлежащего ему зерна, находящегося на хранении у ряда элеваторов, подконтрольных компании «Агроинвестгрупп». По словам представителей «Аграрного фонда», охрана не пропустила их на территорию предприятий по хранению зерна с плановой проверкой, которую фонд имеет право проводить ежемесячно. В «Аграрном фонде» утверждают, что в случае присвоения или кражи зерна, убытки государства составят 200 млн грн.
Нацполиция открыла уголовное производство и 4 февраля начала расследование по факту кражи имущества должностными лицами «Агроинвестгрупп». К слову, 7 февраля работа фонда была заблокирована сотрудниками Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ). Исполнительный директор ПАО «Аграрный фонд» Николай Зубарев считает, что нынешние обыски НАБУ в офисе Аграрного фонда не случайно совпали по времени с заявлением об исчезновении зерна госкомпании на элеваторах «Агроинвестгрупп».
«Можно думать, что это совпадение. Но я так не считаю. Совпадения и по датам, и по цифрам быть не может. Несколько дней назад мы обнаружили нехватку продукции на элеваторах «Агроинвестгрупп», которые находятся в Одесской области, и начали неотложные действия, чтобы спасти имущество, которое там находится. Это почти 27 тыс. т зерновых, которые принадлежат ПАО «Аграрный фонд». Мы обратились в Нацполицию, СБУ, прокуратуру. То есть почти 27 тыс. т на 200 млн грн. Именно такая сумма фигурирует и в уголовном деле НАБУ по минеральным удобрениям. Вряд ли это совпадение. Возможно, действительно эти дела связаны между собой, и наше стремление спасти государственное имущество кому-то не очень нравится», — пояснил Николай Зубарев в комментарии изданию.
Правоохранители вместо расследования блокируют работу пострадавшего предприятия. Совпадение?
Представители агробизнеса, которые хранили зерно на элеваторах холдинга, также будут требовать компенсации убытков за потерянную продукции в судебном порядке. Кроме того, президент Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Николай Горбачев сказал, что уже 17 компаний подали заявления в полицию.
Подчеркнем, что некоторые компании сотрудничали с «Агроинвестгрупп» на протяжении 5-10 лет. Участники рынка утверждают, что холдинг иногда допускал небольшие задержки оплаты, но в целом контракты всегда выполняли.
Всеукраинская Аграрная Рада (ВАР), с оговоркой, что информация неподтвержденная, сообщила, что руководство компании «Агроинвестгрупп» вывезло 90% продукции с «Белгород-Днестровского элеватора», «Измаильского элеватора», «Рауховского элеватора», «Алиягского элеватора», «Заплазского элеватора» — суммарная мощность хранения которых составляет 300 тыс. т зерна.
По словам руководителя компании, которая хранила зерно на элеваторах «Агроинвестгрупп», последняя вывозила со своих зернохранилищ продукцию поклажедателей под видом собственного выращенного урожая.
«Это же твой элеватор, просто грузишь чужое зерно, а в документах указываешь, что твое. Так делают многие элеваторы: продают чужое зерно, когда хорошая цена, потом своим зерном компенсируют. Но это ситуативная вещь, а тут четкая операция», — говорит он.
Как объяснил Николай Горбачев, схема, которую использовала одесская компания, напоминает пирамиду «МММ».
«Ты знаешь, что твои 3 тыс. т зерна лежат на конкретном складе. Но не знаешь, сколько складских квитанций выписали на это зерно. И, судя по всему, «Агроинвестгрупп» выписала в 5-6 раз больше квитанций, чем было зерна. И когда все собственники зерна озвучили, какой объем их продукции хранится, оказалось, что на элеваторе этого зерна нет и, вероятно, никогда не было», — подытожил Николай Горбачев.
Действительно, зачастую компания привлекала финансовый ресурс, подкрепляя его через инструмент двойных и простых складских свидетельств. Проще говоря, компании давали деньги «Агроинвестгрупп» под обеспечение зерном на их элеваторах. Это бланки строгой отчетности, которые вносятся в реестры на сайте «Госреестры Украины». Представители нескольких компаний-контрагентов признаются, что после новостей о банкротстве «Агроинвестгрупп», проверили реестры. Но их складские квитанции там не были зарегистрированы.
«Их попросту сфальсифицировали», — сетует представитель компании.
Резонанс
События стали разворачиваться стремительно. И 5 февраля состоялось сразу две встречи в Одессе и Киеве. Одна — УЗА с пострадавшими от действий должностных лиц «Агроинвестгрупп». Вторая — представителей Нацполиции с аналогично обманутыми зернотрейдерами.
На встречу в Одессу съехалось более 30 участников рынка — фермеры, представители мультинациональных и украинских крупных агрокомпаний. Стоит упомянуть, что среди пострадавших оказались такие транснациональные компании, как BUNGE, Delta Wilmar, Soufflet Group, CHS и др.
Президент УЗА Николай Горбачев сказал, что ущерб от мошеннических действий должностных лиц «Агроинвестгрупп» оценивается в $100-120 млн. Участники встречи считают, что от аферы одесского игрока пострадало более 20 компаний из разных стран. По информации Latifundist.com, задолженность группы перед банками составляет $38-42 млн, а перед международными фондами, предоставляющими торговое финансирование, среди которых львиную долю долю должны британскому фонду Arkadia — несколько десятков миллионов. От присутствовавших на встрече также стало известно, что собственник «Агроинвестгрупп» Николай Кучеренко и его сын Виталий уехал 1 февраля в Ригу.
В УЗА настроены решительно. В частности, Николай Горбачев сказал, что после того, как будет определена общая сумма задолженности компании перед кредиторами, необходимо будет оценить стоимость активов.
«Предлагаю подготовить документы, с настроем на продолжительные выяснения отношений», — заключил президент УЗА.
Еще неделю назад в Нацполиции сообщали, что агрокомпании не имеют возможности попасть на места хранения зерна из-за того, что охрана «Агроинвестгрупп» не пропускает их на территорию элеваторов. Сегодня же на некоторых элеваторах стоит охрана полиции, на некоторых — ГФС, на остальных — частная охрана от банков. С 2 февраля с проблемных элеваторов не отгружается товар. И операторы надеются, что какая-то часть зерна на складах все-таки осталась. Но считают, что его все равно не хватит, чтобы покрыть все убытки.
Портрет в розовых тонах
Группа компаний «Агроинвестгрупп» зарегистрирована в Одессе с уставным фондом 53 тыс. грн. Как сказано на сайте компании, она была основана в 2008 году и в настоящее время является одним из крупнейших агрохолдингов на юге Украины. Группа обрабатывает более 30 тыс. га в Одесской области и контролирует более 20 элеваторов. Большинство зернохранилищ — «напольники» или старые складские помещения, из современных элеваторов — 8-9.
Согласно данным финансовой отчетности «Агроинвестгрупп» за год, завершившийся 30 июня 2017 года, которая есть в распоряжении Latifundist.com, Группа начала процесс объявления банкротами «Заплазское ХПП», «Белгород-Днестровское КХП», «Алиягское хлебо-приемное предприятие» с целью изменить организационно-правовые формы этих компаний — акционерных обществ на общества с ограниченной ответственностью.
Указывалось, что все активы и операционная деятельность данных компаний были переведены на другие компании Группы. За год, закончившийся 30 июня 2017-го, процесс объявления банкротами компаний не был завершен в связи с продолжающимся судебным разбирательством с «Дельта Банк». Это финучреждение инициирует судебные разбирательства, чтобы признать неправомерным взаимозачет депозитов с остатками задолженности по кредитам и начисленным процентам.
Как говорится в документе, по состоянию на 30 июня 2017 года, Группа не была полностью структурно объединенной в рамках юридически оформленного холдинга и не имела единой материнской компании.
Структура компании на тот период была следующей:
Также согласно финансовой отчетности за упомянутый период, выручка «Агроинвестгрупп» составила $73,6 млн, стоимость необоротных и биологических активов — $13,6 млн. И по ситуации на 30 июня 2017 года кредиты и заимствования компании «весили» $25,1 млн. У «Агроинвестгрупп» были открыты кредитные линии в «Ощадбанке», «Таскомбанке»,«Диамантбанке», «Банк Восток», «ОТП Банк».
Предоставленные Latifundist.com расчеты аналитиков YouControlсвидетельствуют о том, что индекс финансовой устойчивости FinScore еще год назад указывал на ухудшение финансового здоровья «Агроинвестгрупп» и рост вероятности дефолта по обязательствам.
В начале прошлого года 77,3% «Агроинвестгрупп» демонстрировали финансовые показатели ниже средних значений по своим рынкам. Результаты проверки компаний группы с помощью функционала модуля «Экспресс-анализ» системы YouControl показали наличие ряда нефинансовых факторов, которые являются сигналами раннего предупреждения о благонадежности компании. Так, у подавляющего большинства первой десятки лидеров группы выявлено налоговый долг. Достаточно часто срабатывали такие индикаторы, как ограниченная компетенция должностных лиц», «недавняя смена руководителя», «недостаточный размер уставного капитала», «офшорные владельцы», а также факторы, указывающие на негативный опыт судебной практики.
Согласно аналитической системе YouControl, собственник «Агроинвестгрупп» — Николай Кучеренко. Операторы рынка, которые лично знали и непосредственно общались с отцом и сыном — Виталием и Николаем Кучеренко, отмечали, что работа с этими бизнесменами не вызывала опасений.
На рынке по умолчанию воспринимали, что отец занимается сельхозпроизводством и элеваторами, а сын — курирует трейдинг и привлечение финансирования. Участники рынка рассказывают, что в случае с Виталием во многом сыграл «феномен Николая Гуты» — тип харизматичного бизнесмена с западным образованием, которому верили на слово. На всех решающих встречах с кредиторами и ключевыми партнерами присутствовал он лично.
Возможный исход
Участники рынка предполагают, что «Агроинвестгрупп» может ждать участь «Одесского масложирового комбината» (согласно аналитической системеYouControl, «Одесский МЖК» входит структуру «Агроинвестгрупп»), процедура банкротства которого была открыта в 2016 году.
В 2011 году «Дельта Банк» выкупил у «Укрэксимбанка» долги, среди которых были задолженности «Одесского МЖК». При этом, когда в 2015 году НБУ решил ликвидировать банк, МЖК (членом наблюдательного совета которого был Николай Кучеренко), не отдавал долги. В 2016 году Хозяйственный суд Одесской области открыл производство по делу о банкротстве «Одесского МЖК», таким образом удовлетворив заявление «Ленинталь», который также входит в «Агроинвестгрупп». МЖК был должен «Ленинталь» 501,8 тыс. грн.
По данным судебного решения, в июле 2016 года была введена процедура санации МЖК, которая была прекращена в ноябре 2017 года, и предприятие признали банкротом. 25 января 2019 года ликвидатор подал ходатайство о продлении сроков ликвидационной процедуры на 6 месяцев. Суд удовлетворил продление сроков на 2 месяца до 1 апреля 2019 года.
Другие последствия
Несмотря на то, что все потерпевшие намерены добиваться компенсации ущерба, пока непонятно, каким образом им это удастся осуществить. Эксперты считают, что не все обманутые международные компании смогут получить возмещение через страховые компании. Что уж говорить о мелких фермерах. Хотя некоторые участники рынка допускают, что собственник «Агроинвестгрупп» может-таки рассчитаться с местными игроками и «простить» долги международным компаниям.
Николай Горбачев считает, что покупатели зерна, чтобы обезопасить себя, сократят закупки продукции на элеваторах и будут платить лишь за растаможенный товар.
«Если суммарный объем экспорта зерновых составляет $6-8 млрд в год, то при сокращении оборота, думаю, украинский рынок почувствует дефицит средств для выкупа зерна, производимого сельхозпредприятиями», — сказал президент УЗА.
При этом некоторые участники рынка не считают операцию спланированной. Так, один из одесских фермеров рассказал Latifundist.com, что вчера с ним связался Николай Кучеренко. Якобы владелец «Агроинвестгрупп» сослался на то, что его подставили. При этом пообещал вскоре рассказать об истинных причинах ситуации, рассчитаться с фермерами, да и в целом регион не дать в обиду.
В целом, разумеется, ситуация с «Агроинвестгрупп» негативно отразится на имидже отечественной аграрной отрасли и не только аграрной. Николай Горбачев считает, что некоторые транснациональные компании могут существенно сократить инвестиции в Украину. Что в свою очередь приведет к сокращению производства сельхозпродукции, снижению динамики развития украинского агрорынка.
История долгоиграющая, поэтому мы будем держать руку на пульсе событий. К слову, редакция Latifundist.com неоднократно через окружение Кучеренко предлагала ему или сыну высказать свою позицию, однако ответа пока не дождались.
Константин Ткаченко, Алла Силивончик, Latifundist.com